Корреспондент АиФ.ру Алия Шарафутдинова посетила диспетчерскую службу - 112 в Татарстане и узнала, как работает система помощи в экстремальных ситуациях.
«Урезали зарплату, разберитесь»
«Главная особенность системы 112 в том, что когда с человеком случается беда, он может набрать всего один номер и вызвать все службы, необходимые для ликвидации той или иной чрезвычайной ситуации, - рассказывает руководитель дежурно-диспетческой службы - 112 Татарстан Рустэм Яхин. – Оператор, принявший вызов, составляет карту происшествия со всеми подробностями и отправляет экстренным службам заявку. Это аналог американского 911. Таким образом, Россия внедряет европейские стандарты: 112 действует в Евросоюзе».
В Татарстане сервис в пилотном режиме стартовал уже с весны 2009 года. Звонки принимали преимущественно с федеральной автомобильной трассы «М7-Волга», проходящей по территории республики : там происходит наибольшее количество аварий. Правда, звонки бывают и совсем не по делу. «Однажды позвонил молодой человек с жалобой, что ему урезали заработную плату, просил разобраться, - улыбается сотрудница службы 112. - Иногда приходится консультировать по вопросам ЖКХ. Но на каждый звонок не по адресу стараемся тратить не более 20 секунд».
Что такое служба-112 и для чего она нужна? >>
Как работает 112
«Алло. Диспетчерская служба 112, оператор 34 слушает, - принимает очередной звонок 36-летняя Гульфина Шагиахметова. – Где произошло ДТП? Пострадавших, розлива топлива нет?».
Ответы женщина записывает в электронную карту, в которой указывает информацию о местонахождении происшествия, подробную картину случившегося, контакты. На экране монитора можно увидеть даже карту местности, откуда поступил звонок. Заполнив все строчки, Гульфина направляет обращение в ту или иную экстренную службу – полицейским, пожарным, спасателям, медикам. Те, в свою очередь, в онлайн-режиме отмечают, что приняли заявку к исполнению. По адресу выезжают полицейские, медики или спасатели.
Сейчас в диспетчерской службе Казани работают 42 человека. Кроме Татарстана в пилотном режиме служба 112 работала в Курской, Астраханской и других областях. Именно на примере этих регионов, создается единая служба спасения по всей России.
Служба «112» в Татарстане работает в связке с системой «ГЛОНАСС», позволяющей отслеживать местонахождение происшествия, а также ближайшего к нему экипажа скорой помощи, полиции или пожарной части. Сейчас идет отработка механизма определения местонахождения абонента, позвонившего на 112.
Поднялась температура, загорелась постройка, соседи разбушевались, трубу прорвало или просто захлопнулась дверь квартиры, нужно снять кошку с дерева, узнать номер дежурной больницы – номер «112» набирают при любой ситуации.
Две тысячи звонков в день
Ежедневно дежурно-диспетчерская служба принимает около двух тысяч звонков из Казани и ближайших поселков. Статистика по республике показывает, что 65% из всех поступивших звонков - непрофильные и не требуют экстренного реагирования. 47% обратившихся нужна помощь медиков, 35% звонков - по линии правоохранительных органов, 15% людей нуждаются в помощи МЧС, 3% нужны службы газа и ЖКХ.
В системе имеется возможность приема sms-сообщений по номеру «112». Но за все время функционирования системы было получено всего 14 135 sms-сообщений. Очевидно, что в экстренной ситуации люди предпочитают личное общение с операторами.
Пиковая нагрузка на операторов приходится на пятницу, субботу, праздничные и предпраздничные дни с 19:00 до 1:00 ночи (до 200 звонков в час и более). Наибольшее количество звонков поступает в марте: весной увеличивается число людей, пытающихся совершить попытки самоубийства.
«В таких случаях операторы работают очень осторожно, спокойно выясняя, где человек находится, заполняют заявку, а человека держат на проводе, пока службы не подъедут по адресу», - поясняет Рустэм Яхин.
Нужно сказать, что зимой и весной увеличение количества обращений связано со сложными погодными условиями: снежные заносы, подтопление паводковыми водами.
«От нашей работы зависят жизни людей»
Около стола 45-летней Резеды Садыковой висят различные подсказки. На одном листочке список поселков, куда из Казани выезжают машины скорой помощи, на другом –телефоны экстренных служб районов Татарстана.
«Тяжелее всего, когда звонят люди, у которых кто-то умер, - говорит женщина. – Тяжело сохранять спокойствие, когда слышишь плач матери, у которой погиб ребенок в катастрофе. После окончания рабочего дня, стараешься абстрагироваться».
На работу в диспетчерскую службу берут людей только с высшим образованием и со знанием одного из пяти иностранных языков – английского, немецкого, испанского, французского или китайского. Перед тем как начать принимать звонки, каждый новобранец проходит обучение: постигает основы психологии, медицины, учится задавать уточняющие вопросы. В процессе работы они регулярно проходят аттестацию.
Наблюдая за действиями диспетчера, понимаешь, что работа требует максимальной ответственности и стрессоустойчивости.
«На 50% жизнь людей зависит от скорости и слаженности наших действий, - говорят девушки-операторы. - Чем быстрее сигнал тревоги поступит в скорую, к пожарным или спасателям, тем скорее они окажут помощь».