Примерное время чтения: 7 минут
10553

Потом так встречали только Гагарина. Слава и смерть Марины Расковой

Сюжет Великая Отечественная война
Марина Раскова.
Марина Раскова. Commons.wikimedia.org

110 лет назад, 28 марта, родилась легендарная летчица-штурман Марина Раскова, одна из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза. В начале Великой Отечественной войны благодаря ее усилиям было создано отдельное женское боевое авиационное подразделение «Ночные ведьмы». Состояло оно из трех полков и служили в нем только женщины. Ни до, ни после мировая история подобных примеров не знала. 

10 дней в тайге

Имя Расковой прогремело в СССР в 1938 г. Она участвовала в установлении женского мирового авиационного рекорда по дальности полета. В качестве штурмана на самолете АНТ-37 «Родина» (командир Валентина Гризодубова, второй пилот — Полина Осипенко) совершила беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток (село Керби), который длился 26 часов. За это время экипаж преодолел шесть с лишним тысяч километров. 

Закончившееся топливо вынудило командира Гризодубову совершить экстренную посадку, не долетев до аэродрома. Перед этим она отдала Расковой приказ выпрыгнуть с парашютом в тайгу. Дело в том, что посадка самолета в тайге предполагалась на фюзеляж (без выпуска шасси), от чего могла пострадать кабина штурмана, которая находилась ниже кабины пилотов. Из еды с собой у девушки были только две плитки шоколада. Воду она находила в лесу.

В тайге Марине потребовалось 10 дней, чтобы выйти к месту посадки своего самолета, где ее ждали не только Гризодубова и Осипенко, но и подоспевший спасательный отряд. Коллеги Марины по экипажу не могли сдержать слез, когда увидели своего штурмана: с каждым днем таяли надежды на то, что она выжила. Спустя год Раскова описала и полет, и пребывание в тайге в своей книге «Записки штурмана». Вот что она рассказывала об одном из своих таежных дней: «Ночью было очень холодно. Проснулась — заморозок. Унты, которые лежат рядом, на кочках, замерзли и стали твердыми, хоть топором руби; натянуть их на ноги невозможно. Болото подернулось ледяной коркой, трава — инеем. Мне нужна вода, чтобы размочить унты. Ломаю тонкую корочку льда. Окунаю унты в воду. Проходит целый час, прежде чем унты оттаивают настолько, что их можно надеть на ноги. На сей раз иду в полном обмундировании. Очень холодно в мокрых унтах. Шагаю с кочки на кочку. Болото покрыто густой высокой травой почти по пояс. Иду, не присматриваясь к тому, что под ногами. Но тайга, очевидно, решила подшутить надо мной. Вдруг проваливаюсь по шею в воду. Чувствую, ноги отяжелели и, как гири, тянут меня книзу. Все на мне моментально промокло. Вода холодная, как лед. В первый раз за все время скитания по тайге чувствую себя одинокой. Никто не вытащит из воды, надо спасаться самой. Поплыла. Гребу и цепляюсь за кочки. Ухватишься за кочку, а она погружается вместе с тобой в воду. Вспоминаю кадр из кинофильма “Девушка с Камчатки” и действую точно так, как героиня этого фильма. Беру палку в обе руки, накидываю палку сразу на несколько кочек и таким образом подтягиваюсь. С большим трудом удается выбраться из воды. Оглянулась назад, позади меня озерко метров десять в ширину. Очевидно, находящаяся в этом районе под почвой вечная мерзлота растаяла и образовала подпочвенную воду. Тонкий слой мшистой почвы, заросшей травой, не выдержал моего веса. Теперь здесь навсегда останется озеро. Выбравшись на его край, я боюсь стать во весь рост. А ну как снова мой вес навалится на какую-нибудь одну кочку и я опять провалюсь? Ползу в сторону от озерка. Наконец чувствую под ногами твердую почву и встаю. Все на мне мокро: мех, кожанка... Отовсюду течет вода. Оружие мокро, часы мокрые».

Вместо сцены выбрала небо

Когда летчицу увидели спасатели, то хотели сразу взять на руки, чтобы донести до кабины самолета, но она, прихрамывая, дошла сама. В Москве Раскову срочно госпитализировали. Все советские газеты рассказывали подробности рекордного по дальности перелета, осуществленного женским экипажем. Каждый день печатались новые сводки о состоянии здоровья Марины, вплоть до того, сколько на этот раз ложек супа съела Герой Советского Союза — весь экипаж АНТ-37 был представлен к этой высокой награде. 

Писали газеты и о детстве Марины, которое не предвещало подвигов, что она совершит в небе. У нее были все шансы выступать на сцене. Марина Раскова родилась в Москве в семье оперного баритона Михаила Дмитриевича Малинина, который не только выступал, но и преподавал вокальное мастерство. И если бы не трагическая смерть отца, Марина вполне могла бы выбрать артистическое поприще. Михаил Дмитриевич стал жертвой несчастного случая, его сбил на улице автомобиль. От полученных травм он скончался. 

Мама будущей летчицы, Анна Спиридоновна, трудилась учителем и на свои скромные заработки поднимала Марину и ее брата Романа. 

В 17 лет девушка пошла работать на химический завод. Здесь она познакомилась с инженером Сергеем Расковым, за которого вышла замуж. У молодых родилась дочь Татьяна. Выйдя из декретного отпуска, Марина устроилась в лабораторию Военно-воздушной академии имени Жуковского. Но оставаться лаборанткой не входило в планы смелой и решительной девушки, которая обладала острым умом, ей хорошо давались точные науки. Раскова поступила на заочное отделение Ленинградского института воздушного флота. Закончив институт в 1934 году, получила удостоверение штурмана, но вновь не успокоилась и, отучившись еще год, стала летчицей. Следующие несколько лет она оттачивала свои навыки в небе, добившись признания среди летчиков. Именно поэтому ее кандидатуру и предложили в экипаж самолета «Родина», которому предстояло совершить рекордный перелет. 

«Хотим бить врага в небе» 

Современники вспоминали, что славу, обрушившуюся на Гризодубову, Осипенко и Раскову, можно было сравнить разве что с почитанием Юрия Гагарина, который через двадцать с лишним лет после тех событий совершит полет в космос.

После начала войны на имя Марины Расковой приходило множество писем от девушек, которые рвались в небе защищать Родину. Одни закончили аэроклубы, другие служили в гражданской авиации, кто-то вообще еще не поднимался в небо, но был уверен, что научится летать и будет бить врага. 

У Расковой была возможность прийти с предложением в самые высокие кабинеты. Она воспользовалась этим, чтобы добиться разрешения на создание женских авиачастей. 15 октября 1941 года по приказу наркома обороны Раскова начала формирование трех авиаполков: 586-го истребительного, 588-го ночного бомбардировочного и 587-го бомбардировочного, причем последний она сама же и возглавила.

Немцы прозвали ее полк «Ночные ведьмы». Сначала летчицы под началом Расковой учились летать на легких бомбардировщиках Су-2, но когда первые экипажи девушек были готовы вылететь на выполнение боевых заданий, эти машины практически перестали применяться в бомбардировочных частях. Весной 1942 года летчицам пришлось переучиваться, на этот раз осваивать пикирующие бомбардировщики Пе-2. На одной их таких машин 4 января 1943 года из-за неблагоприятных погодных условий разбилась майор ВВС Раскова. К тому времени, когда Раскова поднималась в небо, весь личный состав со всеми самолетами уже перелетел к месту базирования под Сталинград, а комполка задержалась — принимала после ремонта последние несколько машин. 

Уже после войны одна из подчиненных легендарной летчицы, которой довелось убирать кабинет Марины Михайловны сразу после ее гибели, вспоминала, что на столе лежали два нераспечатанных письма. Одно из них от её 12-летней дочери Татьяны, с которой она не виделась уже много месяцев. Видимо, командир решила прочитать это письмо после возвращения с боевого задания. 

Хоронили Марину Раскову в Москве. Она была первым военнослужащим, у которого были государственные похороны во время войны. На момент гибели ей было 30 лет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах