Сергей Соловьёв, двойник Владимира Ленина: «Кто-то дерётся, кто-то воюет за лучшее место»
Сергей Соловьёв — официальный двойник Владимира Ильича Ленина на Красной площади с 2006 года. Двойником вождя мирового пролетариата он стал, можно сказать, мистически. Это случилось в 2005 году. В то время он носил длинную бороду. Однажды Сергей ремонтировал на даче крышу и упал с неё. После падения он решил сбрить бороду, чтобы не мешалась. И тогда обнаружил своё сходство с известным историческим деятелем.
«На одной вечеринке под Новый 2005/2006 год вышел Владимиром Ильичом. Фотографировался со своими сослуживцами. Было очень стыдно, но на следующий год подумал: наверняка кто-то этим занимается, почему бы и мне не попробовать?» — вспоминает Соловьёв.
Сергей работает автослесарем, ремонтирует машины. Его второй источник дохода — работа двойником.
«Когда это увлечение только начиналось, я начал приносить какие-то деньги в семью. У меня трое детей, и помогая им, я выполняю свой отцовский долг», — говорит двойник Ильича.
Вскоре возникли вопросы в духе: «На каком основании вы здесь работаете?». Сергея Соловьёва стала забирать полиция. В течение 3–4 лет ему пришлось ходить по судам и доказывать своё право работать двойником:
«По закону, я имею право фотографироваться за деньги, будучи двойником, не двойником, кем угодно. Ко мне подходит человек и спрашивает: «Можно с вами сфотографироваться?» Я говорю: «Можно, 100 рублей». Всё, договорились, сфотографировались. Я закон не нарушаю».
В 2008 году Сергей стал индивидуальным предпринимателем в области фотографии как зрелищно-развлекательной деятельности.
«Каждый год плачу до 50 тысяч. Ну, как получается. Если меня забирают, то я лишние деньги плачу адвокатам, которые решают вопросы моих незаконных задержаний», — рассказывает Соловьёв.
Помимо вопроса законности работы двойником в центре столицы, возникают проблемы, связанные с конкуренцией. Появилось очень много Лениных, Сталиных, Николаев II, Екатерин II, есть даже Владимиры Путины. Иногда можно наблюдать драки за лучшее место.
«Каждый двойник определил своё место пребывания. Одни на Никольской стоят, другие — около входа в Александровский сад. Кто-то стоит у Манежной площади, у фонтана стоят всякие цари и Екатерины. И там зарабатывают, как могут, деньги», — рассказывает Соловьёв.
По мнению Сергея Соловьёва, введение лицензирования не решит проблему с конкуренцией. Оно не только не уменьшит количество двойников известных исторических персонажей, но, наоборот, увеличит его:
«Госдума решила выдавать нам патенты, чтобы мы платили по 1000 рублей в месяц государству, но опять же коррупцию никто в России не отменял, тем более, коррупцию в префектурах. Ну, хорошо, всем выдадут патенты. Вопрос: кто эти патенты будет выдавать? Патенты выдаёт, вообще-то, налоговая по месту жительства. Выдадут всем, и на Красной площади в центре Москвы будет 100 Лениных, 100 Сталиных, 100 Николаев и т. д.»
Нельзя убирать всех двойников — они помогают в какой-то степени следить за порядком, считает Сергей. Кроме того, это помощники для туристов, поскольку полицейских зачастую очень трудно найти:
«Люди спрашивают, когда не знают, как куда-то пройти. Я, как справочное бюро, отвечаю».
Александр Вовк, двойник Майкла Джексона: «Я не двойник, я создаю tribute»
Александр Вовк — известный российский двойник Майкла Джексона. Артист не любит использовать слово «двойник», поскольку не считает себя именно двойником поп-короля.
«Просто я использую это слово из-за того, что это общепринятое обоснование жанра в России. На Западе это называется «tribute». Если на русский язык перевести дословно, это некая дань памяти или что-то для кого-то, то есть это шоу для Майкла Джексона. Быть максимально похожим на него — этого я всегда хотел, и я до сих пор это делаю».
Для работы в образе Джексона получает в США патент в патентном бюро (United States Patent and Trademark Office). Все выступления в данном случае строятся на контракте. Александр получает права использовать музыку Майкла Джексона, но обязуется провести определённое время за рубежом и принять участие в конкретных мероприятиях, проводимых компанией.
Всё началось с детского увлечения, когда Майкл Джексон был для Александра любимым героем. В возрасте 18–20 лет он мог запросто пройти по улице в образе знаменитого певца. Случалось, что даже подходили за автографом.
«Вот вы посмотрите, как он выглядит на сцене. Это выходит не просто человек. Это выходит какой-то персонаж интересный, которого не встретишь на улице, — объясняет Александр. — Потом, когда я профессионально, если так можно сказать, начал заниматься искусством и получать образование, я понял, что могу делать и другие вещи. Но Майкл — это всё равно самое интересное из того, что я делаю сейчас».
Помимо Майкла Джексона, Александр Вовк делает tribute Фредди Меркьюри. Этот образ артист впервые сделал, будучи студентом МГИКа, во время режиссёрского показа. Кто-то предложил сделать номер с образом Фредди Меркьюри. Оказалось, что, кроме Александра, никто не может воплотить задуманное.
«Фредди Меркьюри был для меня открытием. Это значило, что я не узконаправленный человек. И, по сути, после этого я понял, что интересно было бы заниматься ещё и другими вещами», — рассказывает Вовк.
Тем не менее Майкл Джексон — это основной образ Александра. Для того чтобы воссоздать лицо поп-короля, нужны большие усилия. Артист гримирует себя сам:
«Профессиональные гримёры мне много раз помогали в плане понимания света, тени и так далее, но профессиональный человек создал «Титаник», а любитель построил Ноев ковчег. Профессионал всё делает шаблонно, а я делаю под особенности моего лица».
А вот на костюмы у «двойника» мировой звезды терпения не хватает, поэтому он заказывает их у своих мастеров.
«Единственное, что мне пришлось полностью делать самому, это монтировать электронику в костюмы, потому что ни один мастер не понимал, что я от них хочу. И мне пришлось самому это всё осваивать, делать световые эффекты».
Артист уверен, что костюмы должны быть максимально близки к оригиналу.
«Я считаю, что что-то можно совместить у него из костюмов, что-то можно добавить, но выдумывать велосипед зачем? Это уже получается не Майкл Джексон, это твои личные фантазии. Делай тогда и программу полностью для себя, напиши свой материал и так далее. Я думаю, что Майкл намного гениальнее, чем я, и ему виднее, как должен выглядеть Майкл Джексон».
Александр Вовк выступает как на российских, так и на зарубежных площадках. В России, как правило, его приглашают в клубы, причём заказы поступают минимум три раза в неделю. В отличие от многих других артистов, корпоративы он не любит:
«На корпоративе понятно, что ты должен оказать какую-то услугу определённым лицам за определённую плату. И вот этот момент мне никогда не нравился. То есть, когда это выступление, на которое пришли люди, пусть это будет кассовый концерт или это свободный вход, не важно, что, но там другая обстановка. Там ты чувствуешь себя действительно Майклом Джексоном или кем-то другим, смотря какой образ исполняешь».
Лицензирование Александр скорее приветствует — по его мнению, должна быть введена некая цензура, которая запретила бы выпускать на широкую публику людей, показывающих полную ерунду.
В семье Александра по-разному относятся к работе «двойником». Мама всегда его поддерживала, так как она сама человек творческий — балерина. Отец же до сих пор не может понять сына.
«Но это и хорошо. Чем меньше людей из твоих родственников в это вникают, тем лучше, потому что у тебя остаётся больше пространства для своего мнения», — считает Вовк.
Надежда Румер, двойник Елены Ваенги: «Двойники, тройники, розетки… это смешно»
Надежда Румер известна как единственный двойник Елены Ваенги. Артистка окончила Пятигорский государственный лингвистический университет по специальности «Международная журналистика». Во время обучения она также получила диплом режиссёра театральных постановок. После окончания университета, в 2007 году, Надежда приехала в Москву и стала работать журналистом. Уже в 2008 году она прошла кастинг в театр Романа Виктюка, потом играла эпизодические роли на сцене МТЮЗа. А вскоре стала двойником Елены Ваенги, правда, признание получила далеко не сразу. Пришлось даже немного «смошенничать»:
«Я обивала пороги различных праздничных агентств, ресторанов и клубов. Несмотря на то, что Ваенга уже была в топе, я никому была не нужна. И никто «фишки» не понимал. Никто. И я решила сочинить историю. Это был не пиар, а маленький вариант и шанс, чтобы тебя заметили. И я придумала, что была в «Большой разнице» в качестве единственного двойника Елены Ваенги. Но я там никогда не была, даже в качестве зрителя».
Прошёл целый год, прежде чем Надежда Румер добилась желаемого результата:
«Я обзванивала всю Россию и представлялась своим же собственным пиарщиком, предлагала себя на концерт. Клубы, рестораны, корпоративы, выдумка с «Большой разницей». И всё равно никто не хотел. И тут спустя год первый звонок: «Вы двойник Ваенги?» «ЯЯЯЯЯЯЯЯ!» — сказала я. «А мы с телеканала, а можно приехать на интервью?» Один канал, второй, и звонки начались от заказчиков. Звонили много…»
Вскоре начались гастроли. Актриса посетила Германию и Францию, объехала всю Россию, побывала на благотворительных акциях в домах престарелых и женской колонии.
«Ура, думала я, ура! Вот это успех… Зрителям я нравилась в «Ваенге», а умывшись и переодевшись, нравилась ещё больше», — вспоминает Румер.
С самой Еленой Ваенгой Надежда познакомилась на концерте. Певица сразу узнала своего двойника, обняла. У артисток сложились вполне дружеские отношения:
«Я везде и всегда говорила, какая она замечательная, и получила отдачу — стала признанным двойником».
До этого момента женщинам не приходилось встречаться, поскольку для работы не требовалось специального разрешения от оригинального артиста.
«Всё законное-незаконное берёт на себя заказчик. Я не отвечаю ни за что. Все деньги неофициально, в конверте. Ой, да там и деньги-то — копейки… Как вы себе представляете Аллу Борисовну, дающую официальное согласие всем трансвеститам, которые выступают в её образе? С юридической точки зрения, быть двойником звезды приятно, доход есть — расходов нет. А вот с морально-этической… не очень. Потому теперь я Ваенга только на юбилеях у родственников и друзей», — рассказывает Надежда.
Несмотря на то, что Надежда Румер добилась известности, будучи именно двойником известной певицы, сейчас она против самого явления «двойник». Артистка считает, что это просто смешно и глупо, поэтому согласна, что закон о лицензировании необходим.
«В мои 30 лет меня раздражает, когда у взрослых мужчин и женщин работа двойником! Это смешно, это же так, ради забавы. Я, например, социопат и, чтобы хоть как-то «стать ближе к людям», я вышла на свою мини-сцену. И не пожалела. Четыре года куража. Я маму брала сто раз на гастроли, она переживала. А мне весело было. Было… Я — журналист Надежда Румер. А ещё есть певица Елена Ваенга. И это две разные замечательные женщины. А закон пусть принимают, может, меньше будет низкопробных артистов…» — считает Надежда.
Рим Раянов, двойник Чарли Чаплина: «Сложнее работать двойником, чем исполнять оригинал»
Рим Раянов — артист оригинального жанра. Его заслуженно называют лучшим двойником Чарли Чаплина в Москве. В 1987 году Рим окончил Московское государственное училище циркового и эстрадного искусства, а в 2005 году получил диплом режиссёра в Российской академии театрального искусства — ГИТИС. Ещё во время учёбы в ГИТИСе артист заметил, что его жизнь во многом похожа на жизнь Чарли Чаплина. Тогда и возникло решение стать двойником знаменитого актёра и режиссёра.
«Я наблюдаю какую-то параллель между жизнью Чарли Чаплина и своей. Ведь он не сразу стал гениальным актёром, режиссёром и сценаристом. Так же, как и я, в своё время он учился в цирковом училище, занимался в цирковой труппе в Лондоне, учился клоунским гэгам. И я такой же добрый, как и он», — считает Раянов.
Для каждого нового выступления артист подбирает новый режиссёрский ход, стараясь использовать различные способы представления своего персонажа:
«У меня есть и акробатическое прошлое, и фокусы я могу показывать. И то, что я работал в клоунаде на арене цирка, тоже сказывается».
Рима Раянова часто приглашают на детские праздники. Ведь родители рассказывают малышам, что был такой гениальный актёр, и они хотят его увидеть. Но дети не понимают, что этого актёра уже нет в живых. Приходится «играть» знаменитого комика. Но Чарли Чаплин — это немой персонаж, поэтому бывает сложно донести свой «рассказ» до маленького ребёнка только при помощи действий. В таких ситуациях артисту приходится использовать голос.
«Существует такой вопрос, должно ли звучать слово с манежа. Оно возможно, но при необходимости. Если у человека не хватает запаса пантомимы, жестов, трюков, через которые актёр мог бы выразить свою мысль, тогда да», — уверен двойник Чаплина.
Сам Рим считает, что ещё не до конца раскрыл в себе образ Чарли Чаплина, поскольку это очень сложный образ:
«Я думаю, что это только с годами должно прийти, ведь сам Чарли Чаплин к этому очень долго шёл. Он прошёл очень долгий путь, чтобы получить только первый контракт в Америке, и то это было счастливое совпадение. Сложнее работать двойником, чем исполнять оригинал, потому что оригинал сам проживает свою жизнь, а двойник должен скопировать его по жестам, по пластике, по характеру».
Артиста часто приглашают в телевизионные программы в качестве медийного гостя и лучшего двойника Чарли Чаплина. Кроме того, он не отказался бы сняться в кино в образе знаменитого актёра. Однако Рим уверен, что нельзя копировать каждую деталь, нужно привносить что-то своё.
«Всё-таки надо искать свой образ, свой подход, потому что переплюнуть гениального человека невозможно. В каждом фильме он приобретал что-то новое, при этом оставаясь тем маленьким человечком с коротко стрижеными усами, добрым и смешным».
Работа двойником Чарли Чаплина — это не единственная деятельность Рима Раянова. В 2007 году он создал оригинальный комический номер «Джокер» (эквилибр на картах), в котором органично совместились акробатические и комические навыки артиста.
Идею создать подобный номер Риму подсказала его жена — заслуженная артистка России Сусанна Раянова. Она режиссёр, педагог, автор и постановщик более 40 цирковых номеров и 3 спектаклей.
Семья у знаменитого двойника творческая. Сыну нравится работа отца, однако он не хочет идти по стопам родителей. Молодой человек мечтает стать художником и дизайнером. Причём на вопрос: «Дизайнером чего?» — он отвечает: «Всего».