По первому образованию, а всего их три, Алена Дублюк юрист. В детстве она зачитывалась детективами Агаты Кристи и Артура Конан Дойла и явно планировала бороться с беспределом и несправедливостью не хуже Шерлока Холмса. Но когда тебе 17, а твой рост под метр восемьдесят, сам Бог велел нести такую красоту в массы — разумеется, с помощью модельного агентства. Нет, Дублюк не планировала становиться второй Водяновой или Шейк, но от дополнительного заработка не отказывалась и прекрасно сочетала учебу в ВУЗе с подиумом. Он и привел ее в будущую профессию: сначала на ГТРК «Владимир», а потом на «МЕТЕО ТВ» и Рен-ТВ, где она работает ведущей прогноза погоды уже много лет.
Встречай, столица
На свой первый кастинг ведущих прогноза погоды я шла от модельного агентства как запасная. Ставки делали совсем на другую девочку, более фактурную, но в итоге она не подошла, и заветную должность получила я. Переезд из Владимира в Москву случился в моей жизни после «ТЭФИ-Регион». Наши режиссеры отправили на конкурс кассету с моим видео, но мне ничего не сказали. Я узнала обо всем, когда оказалась в тройке лидеров в номинации «Лучшая ведущая прогноза погоды в регионах».
Несмотря на то, что у меня уже был опыт работы в кадре, в столице пришлось пройти тщательную подготовку, которая длилась несколько месяцев. Сначала я была слишком зажатой, абсолютно не умела двигать руками, потом, наоборот, что называется, вошла во вкус и жестикулировала где надо и не надо. Понадобилось время, чтобы добиться идеала. Аналогичный путь проходят абсолютно все ведущие прогнозов погоды. Перед тем как попасть в кадр, они несколько месяцев работают с педагогами по речи, режиссерами, ищут свой образ. Недостаточно быть просто красивой, в этой профессии нужно владеть многими навыками.
От звонка до звонка
Мой рабочий день начинается в 10:00 с летучки в «Останкино», на которую собираются синоптики, редакторы и другие ведущие «МЕТЕО ТВ». К этой встрече я должна найти погодные или «околопогодные» темы, которые теоретически могут появиться в моем выпуске или у коллег. После собрания я обычно успеваю заехать домой и приготовить ужин, ведь с работы я возвращаюсь поздно и вечером сделать этого уже не смогу. А потом еду на прямой эфир. Прежде чем появиться в кадре, я, естественно, работаю с текстом, который буду читать. На это как минимум уходит час. Иногда бывает так, что в последний момент, например, за 5 минут до эфира, режиссер просит меня сократить его хронометраж. Приходится быстро и беспощадно убирать все то «вкусненькое», что я подготовила для зрителей, но выбора нет.
Я всегда испытываю волнение перед выходом в прямой эфир, хотя работаю уже много лет, ведь в самый ответственный момент может произойти все что угодно: зависнет суфлер, собьётся карта, сядет «ухо» и т.д. Откровенно говоря, даже когда я готовлю выпуск в записи и у меня есть возможность перечитать текст, тоже волнуюсь. Дело в том, что мне очень нравится все делать с первого дубля. Во-первых, потому что так запись получается живее, а во-вторых, я не люблю никого задерживать.
Как нет карты?
Многие зрители до сих пор думают, что за спиной ведущего находится настоящая карта. Моя мама в этом смысле не исключение. Помню, как сильно она удивилась, когда узнала, что никакой карты нет. Хотя я к этому времени проработала на «МЕТЕО ТВ» почти десять лет!
Все выпуски прогноза погоды мы пишем на зеленом или синем фоне, который называется хромакей. А чтобы безошибочно показывать нужный регион, я тренировалась на обычной карте дома. У меня на это ушло около двух недель. Все-таки одно дело ориентироваться, когда вы стоите к карте лицом, и другое, когда она оказывается у вас за спиной.
Это для работы...
Конечно, у нас есть гример. Но он только укладывает мне волосы, макияж я предпочитаю делать сама. Так быстрее. Правда, всегда надо быть в курсе всех косметических новинок и трендов. Например, когда я вернулась из декрета, то продолжала краситься как обычно, в то время как тенденции за несколько месяцев ушли далеко вперед. И это я еще молчу про банальные недосыпы, которые тоже нужно уметь грамотно скрыть с помощью макияжа.
Что касается вещей, в кадре я появляюсь только в своей одежде, потому что стилист не всегда видит характер ведущей и понимает ее предпочтения. Один гардероб у меня для работы, другой — для обычной жизни, и они не пересекаются. Может показаться, что все заработанные деньги я трачу на одежду, но это не так. Как говорила Вера из «Служебного романа» — «важна комбинаторность», т.е. нужно уметь сочетать вещи, тогда никаких проблем не будет. Вот я и сочетаю. Но при этом, когда я хочу купить очередной жакет или еще что-нибудь, у меня всегда есть оправдание для мужа: «Милый, это же для работы».
Отпуск? Нет, не слышала
Часто от представителей самых разных профессий можно услышать: «Молодые наступают на пятки». Я с подобными проблемами не сталкиваюсь. Более того, когда находилась в декрете, в который ушла на 8 месяце, моего возвращения очень ждали.
Первый звонок с вопросом — не готова ли я выйти в эфир — прозвенел, когда сыну было всего 4 месяца. Тогда я, к счастью, отказалась от этой затеи, правда ненадолго. Вышла на работу, когда Ване было 10 месяцев. Это только кажется, что любой может встать в кадр и прочитать прогноз погоды. Тем более в прямом эфире! На самом деле очень важно совпасть по энергетике с каналом и людьми, которые там работают. У меня такое совпадение случилось, поэтому все ждали, когда я вернусь в строй. Кстати, по этой причине я редко ухожу в отпуск, знаю, что коллегам будет тяжело.
Еще один важный момент: сейчас практически все молодые ведущие — универсалы, т.е. знают обо всем, но чуть-чуть: там поработал, сям поработал, через две недельки уволился. Они постоянно скачут с места на место и не погружаются в профессию. Кто-то считает это плюсом, мне кажется, что это существенный минус, потому что любое дело требует полной отдачи, если ты, конечно, хочешь стать профессионалом.
«Ой, а я вас знаю»
В обычной жизни я практически не крашусь и одеваюсь в стиле casual, поэтому редко слышу в свой адрес: «Ой, а я вас знаю». Если меня и узнают, то по голосу, а не по внешности. Но, откровенно говоря, мне такое излишнее внимание ни к чему. Не понимаю, как известные ведущие или артисты выдерживают всенародную любовь и славу. Я живой человек, у которого тоже бывает плохое настроение и самочувствие, может болеть ребенок, если в этот момент ко мне кто-нибудь полезет фотографироваться, вряд ли я буду мило улыбаться. Кстати, эфир и запись — сильное испытание в этом отношении, ведь чтобы ни случилось, ты должна выйти к зрителю в отличном настроении.
В тонусе
Поскольку сейчас я работаю преимущественно в прямом эфире, у меня не всегда есть возможность отсмотреть отснятый материал, и все же я стараюсь это делать. Не для того чтобы полюбоваться собой любимой, а для детального разбора движений, интонаций, эмоций. Тебе может казаться, что сегодня ты «отожгла» или переиграла больше, чем нужно. Но включаешь выпуск и понимаешь, что это не так. Только взгляд на себя со стороны способен дать более или менее объективную картину и указать на твои ошибки, если они действительно были.
Несмотря на то, что у меня за плечами годы работы, недавно я стала опять заниматься с педагогом по речи. Мое руководство было очень удивлено, все спрашивали: «Зачем это тебе?» Но когда у тебя маленький ребенок и ты каждый вечер читаешь ему сказку на ночь или поешь «Спят усталые игрушки», голос уходит наверх, приходится возвращать себе нижние нотки. Так что я постоянно работаю над собой.
За кадром
Когда-то мне казалось, что было бы здорово поработать в новостях. Но сейчас я понимаю, что этот формат подразумевает жесткие рамки. Если посмотреть мои выпуски прогноза погоды, они достаточно эмоциональные и ироничные. Вряд ли в новостях я смогу так же раскрыться. Мне очень комфортно именно в «Погоде», именно на Рен-ТВ. Мы совпадаем с этим каналом по энергетике, по манере подачи, по нашему видению новостей, поэтому я получаю колоссальное удовольствие от своей «минуты славы».
Конечно, я не знаю, как долго еще буду вести прогноз погоды, но точно могу сказать, что как бы ни повернулась моя жизнь, скорей всего, она будет связана с телевидением. Например, я могла бы стать редактором, обожаю писать тексты и часто делаю это не только на работе, но и в своей повседневной жизни. Согласитесь, даже жалобу на незаконную парковку во дворе нужно написать так, чтобы на нее обратили внимание и поняли, что конкретно ты хочешь. Я абсолютно точно умею это делать.