Примерное время чтения: 6 минут
1906

Эхо крушения в «Шереметьево». Летчик Денис Евдокимов стал обвиняемым

Сюжет Возгорание самолета при экстренной посадке в аэропорту Шереметьево
Следственный комитет РФ / РИА Новости

Командир авиалайнера Superjet 100 (RRJ-95B) Денис Евдокимов проходит в качестве обвиняемого по делу о катастрофе, произошедшей в аэропорту «Шереметьево»о 5 мая 2019 года.

«Действия Евдокимова повлекли разрушение и возгорание самолета»

«Главным управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета Российской Федерации в ходе расследования уголовного дела о катастрофе пассажирского самолета в аэропорту "Шереметьево" предъявлено обвинение командиру воздушного судна RRJ-95B Денису Евдокимову, — говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте СКР. — Ему инкриминируется преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть двух и более лиц)».

Лайнер авиакомпании «Аэрофлот» 5 мая 2019 года выполнял рейс по маршруту Москва — Мурманск. Спустя несколько минут после вылета из аэропорта «Шереметьево» на борту был зарегистрирован сбой в работе электронных блоков с переходом системы управления на ручной режим и автоматическим отключением автопилота.

«Из-за молнии произошла потеря радиосвязи и переход самолета в минимальный режим, режим прямого управления», — рассказывал сразу после ЧП командир воздушного судна.

Экипаж принял решение о возвращении в аэропорт вылета. Пилотирование осуществлялось в ручном режиме.

Во время посадки в «Шереметьево» самолет загорелся. В результате возникшего пожара из 78 человек, находившихся на борту, 41 погиб, 37 удалось выжить. 

«Командир воздушного судна после возвращения в аэропорт вылета осуществил грубую посадку на взлетно-посадочную полосу аэропорта "Шереметьево". Дальнейшие действия Евдокимова по управлению воздушным судном, совершенные с нарушением установленных правил, повлекли разрушение и возгорание самолета, в результате чего погибли 40 пассажиров и один член экипажа. Кроме того, 10 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести», — сообщает официальный сайт СКР.

«Прогрессирующий козёл»: почему эксперты сразу заговорили о вине пилота

42-летний Денис Евдокимов ранее управлял самолётами Як-52, L-410, Ил-76 и Boeing 737. На командира SSJ 100 был квалифицирован 5 октября 2016 года. Налетал 6800 часов, 1570 из них на SSJ 100 (1428 из них в должности КВС).

Вопросы к летчику у экспертов возникли практически сразу. Первые же данные о катастрофе и опубликованные видеозаписи момента приземления позволили предположить, что возгорание стало следствием жесткой посадки. В результате удара подломились задние стойки шасси, были пробиты баки, топливо загорелось, и пожар начал стремительно распространяться.

На видеозаписи посадки видно, что самолет несколько раз подпрыгивает на полосе, после чего загорается. В авиации существует термин «козление» («козел»). Он обозначает отделение самолёта от взлетно-посадочной полосы после касания шасси при посадке, «прыжки» по полосе. Выделяют несколько видов этого явления: «скоростной козёл» (возникает при заходе на посадку с превышением посадочной горизонтальной скорости), «бесскоростной козёл» (возникает при превышении вертикальной посадочной скорости), «прогрессирующий козёл» (заключается в возрастании амплитуды подскоков и резком падении горизонтальной скорости).

«Прогрессирующий козёл» нередко приводит к серьезным авариям, в том числе к разрушению топливных баков и возникновению пожара.

Часть 3 статьи 263 УК РФ предусматривает наказание вплоть до семи лет лишения свободы с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Защита считает, что виновата техника, а действия летчика не были причиной гибели людей

Как заявила ТАСС адвокат Наталья Митусова, представляющая интересы Дениса Евдокимова, ее подзащитный в настоящее время находится под подпиской о невыезде и свою вину не признает.

«Защита приводила следствию аргументы о некорректной реакции самолета на управление КВС (командира воздушного судна), — рассказала Митусова. — Согласно обвинению, удар молнии в самолет действительно был, борт находился в режиме ручного управления, был аварийным».

Источник РБК сообщает, что защита просит провести дополнительную экспертизу конструкции узла крепления шасси и материалов салона самолета на горючесть, а также проверку электро-дистанционных систем управления воздушным судном.

Наталья Митусова также рассказала ТАСС, что пассажиры погибли не от термически ожогов, а от угарного газа: «Есть вероятность ошибки при эвакуации, что кто-то из экипажа или пассажиров открыл дверь, после чего огонь проник в салон».

Если суд сочтет позицию защиты в этом вопросе верной, тогда с командира должны будут снять обвинения в гибели людей.

Как судят и к чему приговаривают летчиков-виновников катастроф?

Уголовное преследование летчиков, которые, по мнению экспертов и следователей, стали виновниками катастроф, не такое уж и редкое явление.

28 апреля 2002 года при катастрофе вертолёта Ми-8 в районе озера Ойское, на Буйбинском перевале, погибли девять человек, в том числе губернатор Красноярского края Александр Лебедь. В 2004 году Красноярский краевой суд приговорил командира вертолёта Тахира Ахмерова к четырём годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Второй пилот Алексей Курилович был осуждён на три года условно с испытательным сроком в два года.

В июле 2002 года в результате крушения истребителя Су-27УБ ВС Украины во время авиашоу под Львовом погибли 77 человек (из них 28 детей, пострадали с различной степенью тяжести 543 человека. Пилоты истребителя Владимир Топонарь и Юрий Егоров успели катапультироваться и выжили. В июле 2005 года суд приговорил Топонаря к 14 годам лишения свободы, Егорова — к 8 годам.

6 августа 2005 года у самолета ATR 72 тунисской авиакомпании Tuninter, летевшего чартерным рейсом из Бари на тунисский остров Джерба, в районе Сицилии отказал двигатель. Воздушное судно упало в море. Погибли 16 пассажиров, 23 человека были спасены. В марте 2009 года летчик Чафик Гарби был приговорен к 10 годам лишения свободы. По версии следствия, вместо того, чтобы спасать самолет, пилот молился.

17 марта 2007 года самолет Ту-134АК авиакомпании UTair, выполнявший рейс UT-471 по маршруту Сургут—Самара—Белгород, при заходе на посадку в Самарском аэропорту «Курумоч» жёстко приземлился на грунт и перевернулся. Погибло 6 из 57 человек, находившихся на борту.

В марте 2010 года Самарский областной суд признал командира экипажа рейса 471 Олега Зубкова и второго пилота Андрея Лопанова виновными и приговорил их соответственно к 6 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года и 2 годам условно с испытательным сроком 2 года.

4 декабря 2010 года Авиалайнер Ту-154М авиакомпании South East Airline, совершавший рейс ЮХ372 по маршруту Москва—Махачкала, произвёл вынужденную посадку в аэропорту «Домодедово» из-за сбоя в работе топливной системы. Во время посадки самолёт выкатился за пределы ВПП и разрушился. Из находившихся на его борту 171 человека погибли 2, ещё 83 получили ранения. В ходе расследования было установлено, что сбой стал следствием непреднамеренного выключения экипажем двигателей.

22 января 2015 года Домодедовский городской суд признал виновным командира воздушного судна Закоржу Закоржаева и приговорил его к 3 годам лишения свободы условно. Летчик был освобожден от наказания по амнистии в связи с 20-летием Конституции России.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах