Колхозное сознание
«Я теперь вообще не понимаю, как можно в городе жить, - говорит Александр, прихлёбывая грибной суп собственного приготовления. - Все нервничают, пробки, вечная беготня. А здесь, на земле, себя находишь. Можешь вздохнуть спокойно - и приняться за дело. Красиво каждый день, в любую погоду. Хорошо!»
Все эти соображения и отсутствие специальных знаний о ведении сельского хозяйства не помешали Коновалову порвать с прошлым и вложить заработанный в бизнесе капитал в создание своей экофермы.
«Я был уверен, что супруга меня поддержит, но то, что обе дочки с детьми и мужьями променяют Москву на нашу деревню, стало настоящим откровением. Они обе окончили МГУ, могут работать где угодно. Поначалу я их проверял, нагружал сильно - думал, сломаются. Но нет. Каждая сейчас отвечает за своё направление. Кстати, и ручным трудом не гнушаются. У нас 6 работников из ближайшей деревни. Но, когда их не хватает, мы всей семьёй выходим собирать колорадского жука, например. На него, кстати, ещё индеек запускаем - хорошо щиплют!»
На экоферме «Коновалово» не используют никаких химикатов. И удобрений тоже, за исключением навоза своих же коров. Кормят их исключительно своим сеном - на соседнем лугу высеивают смесь из десятка трав. А летом они на лугу пасутся: скотина, если не гуляет, хандрит.
Как в консерватории
Вообще у коров здесь жизнь удивительная. На скотном дворе стоит шар-ловушка для слепней и оводов. 15 бурёнок свободно перемещаются по просторному стойлу. А в обед им включают... плазменный телевизор. Под звуки классической музыки они лежат и глазеют на экран, где показывают водопады, птиц, горы и моря... «От таких сеансов удой с каждой коровы увеличивается на 150 граммов в день», - докладывает фермер, который регулярно ездит набираться опыта на конференции в Европу.
«Я своими продуктами внуков кормлю, и мне важно, чтобы они были качественными. Знаете, если главная мотивация - деньги, успешный бизнес не построишь. Мне изначально хотелось, чтобы моя внучка - тогда она была всего одна - росла здоровой, питалась хорошо. Как с таким посылом дело могло не пойти?» И оно, конечно, пошло.