Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, профессор, академик Российской академии образования, директор Московского центра образования № 109
Подобные предложения ввести уроки ещё чего-нибудь сыплются на школу как из рога изобилия. Сейчас Год экологии - давайте введём уроки по разделению мусора. Законы не выполняются - давайте введём уроки права. Распадаются семьи - нужно включить уроки этики и психологии семейной жизни...
Понятно, что коррупция - вещь опасная, равно как и экстремизм. И детям нужно прививать иммунитет против них. Более того, в школах, где понимают серьёзность подобных вызовов, занимаются этим бесконечно и на уроках истории, и на уроках литературы. Казалось бы, какое отношение имеет к экстремизму роман «Преступление и наказание»? Самое прямое! Проблема экстремизма в России не вчера родилась. Вспомните: царя Александра II убили народовольцы, среди которых были студенты и гимназисты старших курсов.
Решать проблему введением дополнительных уроков (за счёт чего - математики, русского?) - дилетантство. И главное - ничего, кроме аллергии, к таким нравоучениям у детей не выработать. Выполнить подобные решения очень просто - предложить новый курс «Опасность экстремизма», отчитаться о проведении. На этом всё и закончится. Напишите новый моральный кодекс строителей капитализма, повесьте на стенку - что, все разом станут честными?
Педагогика - процесс целостный. Работа с детьми - точечная. Недавно разбирался в конфликте. Стоит передо мной «юноша бледный со взором горящим» из 5-го класса. На перемене матерился. Нянечка сделала ему замечание. А он в ответ: «Я на Рублёвке живу!» Объясняю юноше, что гордиться можно мозгами, достижениями, но никак не тем, где живёшь. Семья интеллигентная, и ребёнок никакой не преступник, но нахватался, говоря языком детей, понтов не дома и не в школе... Вот где борьба с коррупцией начинается. Но это уже зависит от квалификации педагога, а не от «указиловок» сверху.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции