Примерное время чтения: 7 минут
3294

Андрей Сидорчик: Про ректора Камкина и персональную ответственность

Фото: rsmu.ru

Группа студентов выступила с петицией на имя ректора Андрея Камкина, в которой просила восстановить шесть ранее отчисленных своих сокурсников. Ректор же не просто отказал, а счёл нужным выложить на сайте вуза свой ответ, в котором объясняет, почему делать этого не намерен.

Преступление и наказание

Самое интересное, что дело в данном случае не в интригах, не в политике, а исключительно в учёбе как таковой.

Студенты 2-го курса сдавали тестовые зачёты на кафедре физиологии. Приём зачётов осуществлялся с помощью компьютера, причём каждый учащийся должен был ввести в компьютер свои личные данные, а также свои персональные логин и пароль.

Трое студентов, очевидно, не слишком уверенные в своих знаниях, попросили помочь трёх более подготовленных однокурсников. Те явились сдавать зачёт под чужими именами и были на этом деле пойманы с поличным.

Вердикт ректора Камкина был суров – отчисление как тех, кто хитрил, так и тех, кто помогал.

После чего началась вполне предсказуемая для России история – к ректору потянулись родные и близкие «казнённых», предлагая ректору «как-нибудь решить вопрос». Затем подключилась и студенческая общественность с традиционными речами про осознание вины, взятие на поруки и тому подобное.

Ответ Андрея Глебовича Камкина был жёстким и эмоциональным – нет, решение не будет пересмотрено, наказание останется в силе.

У ректора Камкина репутация весьма жёсткого педагога. Интересующиеся легко могут найти его эмоциональный, но при этом более чем исчерпывающий ответ, который он дал ещё в 2005 году на одном из студенческих сайтов недовольному оценкой учащемуся. Студент, надо сказать, выражений не выбирал и высказывал прямые угрозы в адрес преподавателя. Андрея Глебовича Камкина, который пользуется среди коллег репутацией не только великолепного педагога, но и блестящего учёного, это нисколько не напугало.

Сам себе адвокат

Но есть немало людей, которые, узнав про эту историю, ратуют за гуманизм к студентам и даже говорят о сталинистских и тоталитарных замашках ректора «Второго меда».

У меня к таким «гуманистам» есть только один вопрос – а вы хотели бы оказаться на операционном столе у врачей, зачёты за которых сдавали сокурсники?

На самом деле более всего в этой истории удивляет принципиальность ректора, в которую до конца не все верят. Мол, всё равно уговорят, убедят, и студентов назад примут.

А идёт это оттого, что мы в России как-то отвыкли от простого слова «ответственность». Буквально все, начиная от президента и заканчивая простым дворником, выступают в роли собственных адвокатов, старательно перекладывая ответственность за ошибки и неправильные действия на кого-то другого.

Всё ведь просто, как в фильме «Джентльмены удачи»: «Доцент, я тебе говорил, лучше не приходи? Говорил, если ещё раз появишься, я тебя с лестницы спущу? Вот и не обижайся!».

Отчисленные студенты прекрасно знали, что то, что они делают, недопустимо. Знали и то, что этот поступок грозит отчислением. Но понадеялись на «авось». А вот не вышло.

Не я такой, все такие

Это идёт, конечно, не от студентов. Российские ракеты сегодня валятся в том числе и из-за пофигизма нового поколения инженеров и рабочих, в которых, в отличие от их предшественников, слово «ответственность» не живёт. Мы делаем неконкурентоспособные машины в том числе и потому, что отечественный автопром похоронил слово «ответственность» вместе со словом «качество».

Нынешний уровень образования и медицины, неэффективность деятельности правоохранительных органов и многое-многое другое вызвано тем, что понятие «ответственность» у нас находится в полнейшем загоне.

Экс-министр обороны Анатолий Сердюков наворотил таких дел, что его ответственность за нынешнее состояние армии очевидна даже воспитанникам детских садов.

Но вы можете себе вообразить на мгновение, что груз ответственности за совершённое заставит экс-министра покаяться или сделать то, что обычно делали в былые времена опозоренные, но дорожащие честью офицеры? А, ну да, простите, Сердюков ведь был гражданским министром.

Сегодня у нас повсеместно принято стоять под стрелой, влезать, где убьёт, тащить, что плохо лежит, ехать, где и как хочется, стрелять во всё, что движется. А если в процессе этого гражданин будет пойман, он гневно сверкнёт очами и воскликнет:

– Да что я, один такой?! Вы посмотрите, что вокруг творится!

Безусловно, это очень удобная формула, которой можно многое оправдать. Но иногда она вдруг перестаёт работать.

Персональная ответственность

В годы Великой Отечественной войны, победу в которой мы недавно отмечали, были такие периоды, когда советские солдаты не просто отступали, а, представьте себе, драпали. Бежали, бросая технику, не выдерживая яростный порыв Вермахта.

И когда казалось, что этот хаос уже не остановить, появился легендарный «Приказ № 227» «Ни шагу назад!», текст которого школьникам стоило бы учить на уроках наизусть для лучшего понимания истории собственной страны.

Суть этого приказа не в карательных мерах, о которых сейчас очень любят говорить, а в персональной ответственности каждого за судьбу Родины.

И если ты, поддавшись общему настроению, побежал с поля боя, а затем был пойман при этом позорном бегстве, формула про то, что «я не один такой», уже не работала. И пуля в затылок или штрафная рота были исключительно персональной мерой ответственности за совершённое деяние.

Сегодня на нас не движутся армады танков, и небо наше не темнеет от вражеских самолётов. Но наша с вами страна задыхается и гибнет от тотальной безответственности, неумения отвечать за вверенный участок работы, от неуважения к законам и правилам.

Мы готовы простить себе буквально всё и очень удивляемся, натыкаясь на чужую принципиальность, считая её пережитком старой эпохи.

Вот только не в эпохе дело. Едва ли не первое, чему каждого из нас в детстве учили родители, было умение отвечать за свои поступки.

Жаль, что те уроки забыты. Пора вспоминать, как бы неприятно это ни было. Как это делает ректор «Второго меда» Андрей Глебович Камкин.

 

 

 Андрей Сидорчик , 

Редактор раздела «Общество» интернет-службы «AиФ»

 

 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (28)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах