aif.ru counter
12.02.2014 00:13
11805

В школу как на войну. Почему современные дети одобряют поступок Гордеева

АиФ №7. Вперёд, Россия! 12/02/2014 Сюжет Реакция общества на инцидент со стрельбой в московской школе №263
 Возле школы №263.
Возле школы №263. © / Роман Кульгускин / АиФ

Год назад «АиФ» предсказал трагедию в московской школе № 263 (см. № 3 от 2013 г.), где вооружённый школьник убил учителя и полицейского: «После всплеска экстремистских движений среди подростков в 2010 году, детских суицидов в 2012-м следующей волной станет агрессия школьников против учителей». Это предрекал в интервью «АиФ» Кирилл Хломов, руководитель столичного центра по работе с подростками «Перекрёсток». И называл причину: «Потому что основной инструмент, который используется педагогами, - это давление». Так и случилось. Но ещё страшнее реакция на жуткое ЧП самих современных детей - в соцсетях большинство из них одобряют поступок подростка! Как мы дошли до жизни такой?

Убийственные реформы

Почему вместо знаний дети получают набор фактов, вместо доверия - давление? Об этом размышляют учителя и родители. 

Максим Иванов, учитель истории и обществознания (Петрозаводск, «Державин­ский лицей»), «Учитель года Карелии-2012»:

- Я преподаю в школе уже больше 9 лет и за это время насмотрелся всякого. Настолько много, что известие о расстреле в школе даже и не сильно удивило. Определённые элементы принуждения в школе должны быть, и ученика иногда необходимо наказать, но я убеждён, что учитель не имеет права ставить себя выше ученика, как это в российской школе, к сожалению, часто наблюдается. Педагог должен понимать, что и дети изменились, и мир вокруг изменился: на ребят обрушивается столько негатива, столько стрессов, что школа должна играть как раз роль гавани спокойствия, места, где ученику комфортно.

Но, увы, и внутри школы агрессии хватает, причём эта агрессивная среда появляется не из-за педагогов. Все забыли об ученике, забыли о том, что это очень сложный возраст. Когда 11-е классы приходят 1 сентября в школу, то часто слышат: всё, забыли про любовь-морковь и прочие эмоции, главное - сдать экзамены. А как можно про эмоции забыть? У меня сейчас два девятых класса, и я вижу, что дети живут под постоянным прессом: не сдам итоговые экзамены - пойду в техникум - стану дворником - буду никем. А если никем, то, значит, жизнь - это боль, тлен, смысла в ней нет. Не наложить ли на себя руки? Но ведь это неправильно! Жизнь не заканчивается экзаменами. Ну не сдал ты ЕГЭ, и что? Разве это помешает тебе самореализоваться? Оценка важна, но ещё важнее личность человека, который выходит из школы.

Дмитрий Никифоров, преподаватель математики и физики гимназии № 205 Екатеринбурга: 

- Учителя и ученики разговаривают на разных языках и не понимают друг друга. У них часто абсолютно разная система ценностей, сформированная в разное время, в разных условиях. И ещё нашим детям слишком много говорят об их правах и почти ничего об обязанностях. Мне недавно мама одного второклассника заявила (она - коммерческий директор довольно крупной фирмы): «Мне всё равно, чем и как занимается сын в школе. Главное - занят чем-то, и всё». Или другая категория родителей - «подкованные потребители». Они выступают с позиции: «Вы обязаны обеспечить моему ребёнку…» А о своих обязанностях забывают.

Владимир Полупанов, журналист «АиФ» и отец:

- Мой сын учится в 9-м классе, а супруга в этой же школе преподаёт русский и литературу. Ежевечерне у неё проверка тетрадей и беспрерывные разговоры по телефону с родителями учеников, про которых она обязана знать всё. В школе у неё если не уроки, то заполнение журналов, отчётов по учебной, воспитательной работе, отчётов классного руководителя, отчётов по проведению диагностических работ. 

«Времени на живое общение со школьниками у учителей не остаётся, - правильно заметил писатель и учитель Дмитрий Быков, выступая на «Эхе Москвы». - Да и современный школьник загружен не тем. Он всё время вынужден заниматься презентациями и проектами». 

Но кого растит школа? Киборгов с «отформатированным» сознанием? Сын коллеги, ученик 4-го класса, даже в общении с родителями уже не может обходиться без тестов: «Мама, завтра выходные. Угадайте, куда мы пойдём? А) на горку; б) в музей; в) в театр; г) в кино». «В кино», - предположили они. «Не угадали, вариант А. Двойка вам», - ответил сын. 

 

А мы, взрослые, никак не можем понять: почему наши дети такие бездушные, жестокие и уставшие от жизни уже в подростковом возрасте? 

Голос ребёнка

Вчерашняя школьница Елизавета Старикова написала книгу «Чего не знают родители». Вот лишь некоторые отрывки из книги:

- Почему всех нас называют «поколением пепси», ищущим только удоволь­ствия? Обвинять легко. Но кто защитил нас от давления «новых» ценностей, находящихся вне морали? 

- Дети сегодня изменились. Те, кто только начинает учиться, стали намного развязнее нас. У многих из них совсем исчезло чувство стыда. Они позволяют себе то, что нам бы и в голову не пришло. Это проявляется в совершенно недетской одежде, в навязанной сексуальности, в «выборе», которого все требуют от ребёнка, не спрашивая, хочет ли он делать такой выбор и отвечать за него. Взять хотя бы лозунг «борьбы» с наркотиками «Твоё право выбирать, детка, - жизнь или смерть!».

- Если сказать родителям, что сейчас идёт информационная война, - они не поверят. Не обижайтесь, мамы и папы! Мозги многих из вас успешно промыты телевизором, теми установками, которые вложили в вас и нас различные ток-шоу, «фабрики». 

У нас в городе проводили конкурс сочинений «Если бы мэром был я». Но никто у нас не спрашивает, что бы мы сделали на месте министра образования. Я бы вместо примитивных уроков ОБЖ ввела уроки противодействия информационной войне. Но для школьников такая роскошь не предусмотрена.

Кстати
В США после трагических случаев в школах решено выделить $45 млн на охранников. Большинство школ оборудовано камерами видеонаблюдения, тревожными кнопками, металло­искателями. Однако всё это не уменьшает насилия. Только за последний год в школах произошло более 20 случаев со стрельбой.

- Молодёжные журналы полны статьями на темы: «У меня ребёнок от отца. Как быть?», «Как обмануть «родаков», чтобы те не лезли в личную жизнь». Здесь же советы, как лучше резать вены. 

- Большинство взрослых оставляют нас практически один на один с миром - жестоким и циничным настолько, что кто-то из моих сверстников просто думал о том, чтобы уйти из него физически, кто-то прогнулся под него и сам ощетинился цинизмом...

Отклики в сети

В Интернете после печальных событий появилось большое количество фанатских (!) групп, оправдывающих случившееся. 

Серёжа Добрый: «У меня есть эксклюзивные 2 фото мёртвого географа! Кому скинуть?» 

Сашка Калинин: «Фильм скоро снимут документальный, может, потом и художественный, Германику позовут». 

Артём Благородный: «Кругом ложь и фальшь. Типа учителя ангелы все, а вот тут неожиданно убийца на голову свалился. Дыма без огня не бывает».

Алина Ляпунова: «Когда училась в школе, каждый день возникало желание всех там перестрелять».

Женя Морозов: «Да, блин, тупые вы, ему просто открылся новый смысл жизни, ему было интересно узнать, что такое смерть, - испытать себя, переступить черту и выйти за рамки». 

Вахтёры?

​Сергей Гончаров, зампредседателя комиссии Мосгордумы по безопасности, экс-заместитель командира спецподразделения «Альфа» ФСБ РФ

- В настоящее время за безопасность в школах отвечают частные охранные предприятия. В учебные заведения они нередко направляют женщин, мужчин в возрасте. Им больше подходит название «вахтёры», которые ведут записи посещений.   

Эту систему необходимо срочно ужесточить. В договоре с ЧОПом нужно чётко прописывать возрастной ценз охранников, к примеру, не более 45 лет, число - единовременно их должно быть не менее двух и т. д. Сотрудников имеет смысл вооружить электрошокерами, чтобы они могли оказать реальное сопротивление насилию. 

А когда речь идёт о жизни и здоровье детей или взятых в заложники учениках, действовать должны профессионалы спецподразделений, а не обычные полицейские.  

В контексте смерти

Сергей Шаргунов, писатель: 

Дети нашего времени погружены в контекст смерти.

То, что ещё лет 20 назад нас шокировало, сегодня не так уж и сильно задевает струны в душах и нерв­ную систему. Дети как будто бы уже рождаются толсто­кожими. Фильмы ужасов, криминальная хроника в новостях и сериалах в любое время суток - всё становится жизненным фоном. В воздухе ведь не только атмосфера насилия и злости, но и ощущение безнаказанности. Да, это категории взрослого мира. Но то, чем живут взрослые, неизбежно пропитывает мир детей и определяет, на какую жизнь они оказываются настроены. На общество, где жизнь человека ничего не стоит? Где убить - элементарно и так забавно? 

На мой взгляд, в стране сейчас растёт поколение диких детей. Вспомните другого молодого человека, который написал свой меморандум на страничке «ВКонтакте» и пошёл расстреливать коллег, - я имею в виду Виноградова. И эти дикие дети - воздаяние нашему обществу за безволие и распад. Хотя всё по-преж­нему зависит прежде всего от семьи. Семейное воспитание - это всегда баланс между свободой, ответственностью, твёрдостью. И добротой! 

Оставить комментарий (15)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество