Примерное время чтения: 8 минут
146

Почем нынче продают автокефалии?

Аркадий Малер, член синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ, председатель византийского клуба «Катехон» при Институте философии РАН​.

«Вот уже не в первый раз знаменитые российские пранкеры Владимир Кузнецов (Вован) и Алексей Столяров (Лексус) разыграли одного из самых недалеких европейских политиков, премьер-министра Северной Македонии Зорана Заева, мечтающего о максимальной интеграции этой маленькой горной страны в ЕС и НАТО. Существование этого бывшего осколка Югославии в статусе независимой республики с самого начала вызывало недоумение всех ее соседей, еще со времен Балканских войн претендовавших на эту территорию. Особенно это касается греческих патриотов, которые до сих пор отказывали новообразованной Македонии в самом ее названии, поскольку половина исторической Македонии находится в Греции. В этой ситуации самопровозглашенная Македония превратились в своеобразную балканскую Украину, пытающуюся любым способом культивировать свою особую надуманную идентичность и суверенность, и откровенно предлагающую себя англосаксонскому Западу в качестве его самого верного полигона на Балканах. Но стремления к суверенности и вассальности исключают друг друга, и Зоран Заев пожертвовал первым ради второго. Главным препятствием для вступления Македонии в ЕС и НАТО была позиция Греции, требующая от македонских властей изменить название своего государства хотя бы на “Северная Македония”, что в итоге и произошло, когда 11 января 2019 года большинство македонских парламентариев проголосовало за новое название, а 25 января греческий парламент при минимальном перевесе голосов (153 против 146) согласился признать этот вариант.

Но окончательно стать западным сателлитом и полностью диссоциироваться с соседями теперь уже Северной Македонии мешает тот факт, что в религиозном отношении большинство населения страны не только идентифицирует себя с православием, но даже должно подчиняться Сербской Православной Церкви, канонические границы которой тождественны границам бывшей Югославии. Еще в 1967 году в Скопье произошел типичный этнофилетический раскол, когда была в одностороннем порядке провозглашена “автокефальная Македонская православная церковь”, до сих пор не признанная ни одной канонической Поместной Православной Церковью и вполне обреченная на полную маргинализацию, если бы не ее открытая поддержка со стороны государства, которое с 2004 года из всех православных деноминаций признает только македонский раскол и отказывается регистрировать каноническую Церковь – Охридскую архиепископию Сербского Патриархата. Несложно догадаться, что в целях обретения канонической автокефалии македонский раскол напрямую обращается к Константинопольскому патриархату, давно исповедующему идеологию своеобразного восточного папизма и готово полностью переформатировать весь православный мир под свою власть. Но если раньше проблема македонского раскола была сугубо межцерковной, то теперь стремление получить пресловутый “Томос” исходит от самого государства. При этом македонские власти ничуть не научаются наглядному провалу образцово-показательного проекта “украинской автокефалии”, за пол года расколовшейся внутри себя самой и так и не признанной ни одной канонической Церковью, а как выясняется из розыгрыша российских пранкеров, премьер-министр Зоран Заев демонстрирует еще худшие интеллектуальные способности, чем его союзник Петр Порошенко, от имени которого Вован и Лексус вот уже третий раз представляются лидеру Северной Македонии.

Впервые веселые и находчивые пранкеры представились Зорану Заеву еще в августе 2018 года, притворившись генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом, и тогда премьер Заев не только не усомнился в своем собеседнике, а прямо отчитывался перед ним как перед начальником о сотрудничестве с НАТО: “Это наша первостепенная цель и мы делаем все возможное для ее достижения”,“и после завершения процесса с Грецией мы продолжим работу в этом направлении”. Когда же мнимый Столтенберг заявил Заеву, что передает трубку якобы находящемуся рядом с ним Порошенко, македонский премьер не только не удивился, а лишь продолжил отчитываться, заверив украинского президента, что Македония поддерживает санкции против России и даже в поддержку Великобритании выслала российских дипломатов. И далее Заев подбострастно оговорил, что  “это не прописано ни в местном законодательстве, ни в международном, но мы все равно на это пошли”. Но мало этого, чтобы у самого антироссийского главы государства во всем мире не возникло никаких сомнений о своей позиции, македонский премьер даже заметил, что он очень плохо относится к идее переговоров Сербии и Косово об изменении границ и обмене территориями: “Мы видим давление со стороны России. Я не раз говорил об этом коллегам в США”. Здесь очень характерно, что позиционирующий себя как православный политик Зоран Заев в вопросе о размежевании границ двух соседних государств думает не о судьбе православного меньшинства на территории одного из них, а о том, как бы это не поспособствовало влиянию России на Балканах. Когда же псевдо-Порошенко предложил расширить свой шоколадный бизнес в Македонию, Заев не заподозрил подвоха и прямо предложил ему посетить его страну и лично обсудить этот вопрос. Тогда фейковый “Порошенко” задействовал “тяжелую артиллерию” и заявил о своем родстве с главной культовой фигурой для Северной Македонии – самим Александром Македонским: “Наши ученые уже установили мое родство с ним, поэтому теперь я могу именоваться не иначе как Питер Македонский”. Поскольку со стороны самого македонца никаких возражений не последовало, удачливый пранкер решил завершить этот диалог самым отчаянным бредом:

Как вы знаете, наши украинские ученые сделали ряд исторических открытий. Как вам известно, украинцы - это древние шумеры... Наша территория даже в один период подчинялась Александрии”. Но и на этот раз Заев не проявил никакого сомнения и только заметил, что “читал об этом” и что “общая история сближает македонский и украинский народ”.

В июне 2019 года “Порошенко” вновь позвонил македонскому премьеру, теперь уже в качестве главного эксперта по обретению “канонической” автокефалии: “У вас отличные шансы. Сегодня я разговаривал с патриархом Варфоломеем, и мы обсудили все общие дела, и я также обратил его внимание на ваш вопрос, и он сказал, что мы можем запустить процесс. <...> Но я должен сообщить вам об одном условии. Я сделал денежное пожертвование лично патриарху Варфоломею”;“Сумма, которую я обозначил, - это со скидкой. Он сказал мне, что если я приведу друга, то он сделает скидку. Я заплатил более крупную сумму, 150 тысяч”. Собственно, тот факт, что реальный Порошенко именно выкупил и выторговал у Константинопольского патриарха Варфоломея тот самый томос, теперь уже мы знаем от самих участников объединительного собора 15 декабря 2018 года. И хотя суммы называются разные, от первоначального взноса в 25 миллионов долларов до ежемесячной десятины Фанару в 28 миллионов долларов, любому вменяемому человеку должно быть очевидно, что раз уж речь идет о покупке новой автокефалии, счет будет идти на многие миллионы. Но македонский политик Зоран Заев не только не смутился столь маленькой сумме, но даже самому факту купли-продажи целой поместной церкви. Согласившись на сумму в 100 тысяч долларов, Завев сказал: “Да. Хорошо, пожертвование будет сделано наличными. Мы сделаем это пожертвование, потому что им нужна поддержка. Так и поступим”.

Розыгрыш македонского премьер-министра свидетельствует прежде всего о том, каким простейшим путем новые европейские политики готовы добиваться легитимации своей “карманной”, пригосударственной конфессии, если этот путь будет хоть сколько-нибудь возможен, а в случае православных стран и регионов он как раз возможен, потому что Константинопольский патриархат готов буквально продавать очередные автокефалии, лишь бы сохранить покровительство США и уменьшить влияние Русской Православной Церкви. Если политика Фанара не изменится, то можно даже прогнозировать появление целого ряда проданных “автокефалий”, не признанных ни одной канонической церковью и держащихся исключительно на прямом покровительстве со стороны соответствующих государств: украинская, македонская,  черногорская, а дальше уж какая угодно, хоть косовская, хоть воеводинская. Если Вашингтону это интересно, а Фанару выгодно, то вопрос будет только в цене и во временном правителе, не способном отличить главу государства от телефонного хулигана».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах