Евгений Бунимович, Заслуженный учитель России, главный редактор журнала «Математика в школе», автор учебников по математике, член президиума Федерального экспертного совета по образованию:
Математика — это тот язык, которым владеют все страны мира без перевода. Это язык всех наук. Более того, наука настолько становится наукой, насколько в ней возникает математика. И даже трудно себе представить, где завтра понадобится больше всего математика. Сегодня мы уже понимаем, что это не только физика, химия и биология, как традиционно это было. Сегодня экономист, который не знает довольно серьёзной математики, это уже не экономист и не финансист. Более того, сейчас тот период, когда медицина переходит на язык математики. И появляется доказательная медицина на базе медицинской статистики, то есть математики.
А в образовании математический язык нужен совсем не для того, чтобы воспитывать только математиков. Вообще математики составляют ничтожный процент от всех людей Земли, от всех учёных. Дело в том, что язык математики в школе (и, видимо, так и будет за всю историю цивилизации) — наиболее естественный язык для развития логики, доказательности, умения рассуждать, даже умения отличить настоящую новость от фейка. Для этого всего необходимо обладать внятным логическим мышлением, подвергать сомнению, отличать доказанность и достоверность от недостоверности. Это всё математика. Просто, видимо, господину Грефу когда-то не повезло в средней школе. И ему учителя это не объяснили. Хотя, думаю, что его банк сегодня очень математизирован. Знаю, что людей с базовым математическим образованием охотно принимают во многие крупнейшие экономические и финансовые структуры. Потому что их руководители понимают, что такой человек освоит любую модель, а не только математическую.
Кроме этого, хочу отметить, что в математике есть одно удивительное свойство — это красота. Мне кажется, мы этого недооцениваем. Как говорил когда-то мой соавтор по ученикам и замечательный коллега-математик Игорь Фёдорович Шарыгин, геометрия — это экологически чистая наука. Давайте не забывать, именно созданная Евклидом геометрия оказалась не просто отдельной наукой, а моделью того, что такое наука вообще. И на этой базе выстроена вся цивилизация. Надо хорошо понимать, что без этой культурной составляющей мы теряем то, что мы называем цивилизацией. Странно отказываться от математических школ, оказавшись в цифровой цивилизации. Более того, различные открытые области математики трудно сразу оценить. Сегодня мы понимаем, что на базе двоичной системы или иных вся информационная система — интернет и всё, что с ним связано. И это сегодня настолько важно и глобально, что весь наш век называется цифровым. А когда-то эта двоичная система, на основе которой сегодня работают компьютеры, была открыта только из соображений красоты и логики. И не имела никакого практического приложения.
И кроме всего прочего, к сожалению, российские экономические, финансовые науки пока не являются мировым брендом. Мировой бренд — это русская математика, русская физика и русская литература. Так давайте то, с чем ассоциируется Россия, то, что мы на самом деле защищаем как страна, то, что является нашим культурным достоянием, не разрушать, а относиться с особым трепетом. Франция не спешит исключить из своих государственных выпускных экзаменов философию. Для нас это было бы странно, но для французов это важно. Французская философия — это мировая сокровищница, достояние нации. Для нас математика — безусловное достояние и национальный бренд, который признан во всем мире.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции