Михаил Маров, академик, член Совета РАН по космосу
Когда подобное происходит у нас, находится сонм злопыхателей, язвящих по поводу очередной неудачи «Роскосмоса». Почему же они молчат сейчас?
Современные космические аппараты - это передовой край науки. Эти сложнейшие технические изделия не прощают даже мелких огрехов. Поэтому от неудач в космической отрасли не защищена ни одна страна мира, включая США.
Риски аварий надо сводить к минимуму через грамотное проектирование и высочайшую дисциплину. Неудачи «Роскосмоса», которые мы переживали в последнее время, были связаны именно с разгильдяйством. Руководство страны предприняло шаги для исправления ситуации. После кадровых перестановок в отрасли аварий стало меньше. Видимо, удалось наладить дисциплину. Люди, оголтело критикующие российскую космонавтику, как правило, никакого отношения к самой отрасли не имеют. У них нет представления ни об используемой технике, ни о нюансах космических проектов. Их доводы и критикой назвать нельзя - это политиканство в чистом виде! А вот успехи нашей космонавтики эти диванные аналитики замалчивают. Не пишут они, к примеру, о том, что работа МКС сейчас обеспечивается только благодаря нашим «Союзам». Что финансирование российской космонавтики составляет менее 10% от того, что вкладывают в свою отрасль американцы. Забывают, что наша страна прошла через череду социальных катаклизмов, которых ни США, ни другие западные страны просто не выдержали бы.
Примечательно, что сами американцы, работающие в НАСА, с уважением относятся к нам. В 2011 г. в одном международном издательстве вышла моя книга «Советские роботы в Солнечной системе». Она была написана в соавторстве с американцем Уэсли Хантрессом, который в своё время был заместителем директора НАСА. Уэсли предложил вынести на обложку книги слова: «Первые на Луне, первые на Венере, первые на Марсе», признавая этим наше первенство. Вот так относятся к этому вопросу люди осведомлённые и ответственные.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции