Михаил Решетников, д. п. н., ректор Восточно-Европейского института психоанализа
Во всём мире сегодня наблюдается рост агрессивности. Посмотрите: агрессивно ведутся продажи, избирательные кампании, а от журналистов нередко слышишь, что нужна агрессивная подача материала. В кино тоже кровь льётся рекой, но это никого не трогает.
А какой сегодня культивируется образ женщины? Жёсткая, решительная, циничная, владеющая оружием, сексуальная - с декольте спереди и сзади. Хрупкость, доброта исчезли.
Но ведь у человека кроме высоких качеств есть также и низменные стремления. Если общество их запрещает, он подчиняется. А если позволяет, как это происходит сейчас, то моральные табу исчезают. Свободу уже довели до опасной черты вседозволенности.
Люди устали от эстетики зла, эпатажа, «расчленёнки» и тянутся к настоящему, к «Девочке с персиками». Этим объясняются огромные очереди, которые выстраиваются на выставки художников, в музеи. Это возврат к своим корням. Ведь если в западной культуре сейчас преобладает экшн, в русской всегда есть размышление и переживание. Россия на протяжении столетий не была материально богатой, но никогда не нищала духовно.
На Западе люди превыше всего ценят собственный комфорт, и, конечно, жизнь там более благополучна, уровень социальной защиты очень высок. Но у этой медали есть и обратная сторона. Гарантированные блага часто приводят к инфантилизму личности. Малейший сбой системы воспринимается как трагедия, человек уже не может сопротивляться обстоятельствам. Может быть, поэтому в благополучной Дании едва ли не больше всего в мире самоубийств.
Человеку кроме бытовых удобств обязательно нужны идеи. Для чего он живёт, что оставит своим детям? Многие в России сегодня задают себе эти вопросы. Феномен наших дней - восстановление связей между людьми. Пусть и происходит это при помощи социальных сетей. В отличие от кризиса 90-х, когда все были разобщены, сейчас люди начинают объединяться, помогать друг другу, ведь так легче выжить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции