Анатолий Кошкин. / Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости
Справка
70 лет назад, утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 сбросил на японский город Хиросима атомную бомбу «Little Boy» («Малыш») мощностью от 13 до 18 килотонн тротила. Три дня спустя, 9 августа 1945 года, атомная бомба «Fat Man» («Толстяк») мощностью 21 килотонна была сброшена на город Нагасаки.
Анатолий Кошкин, доктор исторических наук, профессор Института стран Востока, член исполкома Российской ассоциации историков Второй мировой войны, академик РАЕН:
— В американской, западноевропейской и японской исторической литературе широко распространено мнение о том, что Япония капитулировала в результате именно этих атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. При этом до сих пор около 60% американцев считают эти бомбардировки оправданными. Удивительно, что с этим соглашаются и 14% современных японцев.
Японское правительство и военное командование в действительности не собирались капитулировать после испепеления жителей Хиросимы. Вопрос об атомной бомбардировке этого города даже не был обсуждён на заседании Высшего совета по руководству войной. В неведении о происшедшем держалось и население страны, которое продолжали готовить к «сражению за метрополию». Создатель отрядов смертников-камикадзе заместитель начальника главного морского штаба вице-адмирал Ониси Такадзиро, категорически выступая против капитуляции, заявлял на заседании правительства: «Пожертвовав жизнями 20 миллионов японцев в специальных атаках, мы добьёмся безусловной победы». В ходу у японской пропаганды стал лозунг «Итиоку гёкусай» — «Сто миллионов как один погибнут славной смертью».
Жертвы собственного народа не пугали японских руководителей. Не пугали их и атомные бомбы. Ведь не капитулировали же они весной 1945 года, когда от американских «ковровых» бомбардировок погибли, по разным подсчётам, от 500 до 900 тысяч японцев. Основным фактором, заставившим японское руководство капитулировать, были не атомные бомбы, а вступление в войну против Японии одолевшей мощнейшую военную машину Германии армии Советского Союза. Ещё до разгрома Квантунской армии утром 9 августа 1945 г. премьер-министр Японии Судзуки Кантаро заявил на заседании Высшего совета: «Вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным продолжение войны».
Широко известен рескрипт императора Японии Хирохито от 15 августа, в котором он объявил о капитуляции, ссылаясь, в частности, на использование противником «новой и самой тяжёлой бомбы невиданной разрушительной силы». Однако историки, в том числе японские, обходят вниманием рескрипт императора от 17 августа «К солдатам и матросам», в котором Хирохито, уже не упоминая атомные бомбы, в качестве основной причины капитуляции назвал вступление в войну СССР. Со всей определённостью было заявлено: «Теперь, когда в войну против нас вступил и Советский Союз, продолжать сопротивление... означает поставить под угрозу саму основу существования нашей Империи».
Это признают и добросовестные западные историки. Так, профессор Калифорнийского университета, этнический японец Хасэгава Цуёси в своём научном труде «Racing the Enemy» на основе документов утверждает: «Без вступления Советского Союза в войну японцы продолжали бы сражаться». Это мнение в своей книге «Five Miths about Nuclear Weapon» поддерживает и западный учёный Уорд Уилсон, заявляющий, что «победу над Японией одержала не бомба, а Сталин». Известно и заявление Уинстона Черчилля: «Было бы ошибочным полагать, что судьба Японии была решена атомной бомбой». Применение атомного оружия против беззащитных японских городов, особенно против Нагасаки, преследовало не военные, а политические цели, а именно запугать СССР и другие страны и добиться благодаря ядерной монополии господства США в послевоенном мире.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Хиросима и Нагасаки: история убийства японских городов
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.