Юрий Поляков, писатель, журналист
Во-первых, в СССР существовала системная воспитательная работа с детьми и подростками. Когда в советские годы я работал учителем, то как классный руководитель отвечал не только за успеваемость ученика, но и за его поведение. Если возникали какие-то проблемы, я разговаривал с семьёй, искал другие способы воздействия. Очень большую работу вели пионерия и комсомол - это и всевозможные военно-спортивные игры, и другие мероприятия, позволявшие отвлечь молодое поколение от нездорового образа жизни и асоциального поведения. Плюс система бесплатных секций и кружков самой разной направленности.
В советское время было создано мощное направление подростково-юношеского искусства. Книги, кино, спектакли не только развлекали, но и воспитывали молодёжь с ориентиром на гуманитарные ценности. И хотя страна была атеистической, тем не менее советское искусство, адресованное детям и юношеству, было пронизано православной этикой с лёгкой примесью революционной риторики. Вспомните «Двух капитанов» Каверина, книги Крапивина, фильмы Асановой, Быкова… Они же учили верности, дружбе, необходимости давать отпор злу, насилию. И в итоге мы имели молодое поколение, чётче соблюдающее правила общежития и более ориентированное на добро, чем нынешнее.
Сегодня учителям заниматься воспитанием школьников особо некогда. Система бесплатного досуга разрушена, как и система детско-юношеского искусства - посмотрите репертуары ТЮЗов по стране или фильмы, которые снимаются для молодой аудитории. Они в лучшем случае развлекают, но не воспитывают. Детская и юношеская литература у нас исчезает как жанр. Всё перечисленное в совокупности и даёт ситуацию, которую мы наблюдаем сегодня. Мы имеем дело с системной болезнью, вылечить которую будет очень трудно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции?