За несколько последних недель российские политики и экономисты (в том числе и занимающие высшие посты в российской иерархии) наговорили столько устрашающего о нынешнем и грядущем состоянии России, что невольно вспоминаются знаменитая драма А. Островского «Гроза» и не менее знаменитый отклик на неё Н. Добролюбова - «Луч света в тёмном царстве».
Обличители «тёмного царства» были очень ценимы в советской России. Нынешние министры экономического блока, живописуя картину российской действительности, тоже, похоже, стали склоняться к критическому реализму. «Луч света» в нарисованной ими картине никак не просматривается. Не слишком удивлюсь, если после очередного снижения рейтинга России и падения курса рубля кто-нибудь из них воскликнет, повторяя слова Тихона (мужа утопившейся в Волге Катерины): «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
Поле чудес
«Мучиться» (преодолевать последствия экономического кризиса) нынешнему поколению россиян предстоит, по оценкам оптимистов, года три-четыре, а по прогнозам пессимистов - чуть ли не всё предстоящее десятилетие. Ситуацию усложняет то, что и на самом верху, похоже, до сих пор нет понимания того, что же произошло и происходит со страной. Оценки меняются буквально на глазах. Ещё год-полтора назад наши политики лучились оптимизмом, строили громадьё планов. Но вот «ненька Украiна» взяла и всё подпортила. Так говорили совсем недавно. Теперь же принято говорить, что дело не в событиях на Украине и не в западных санкциях. Что Украина, дескать, лишь усугубила «рок событий», а сами грозовые явления нарастали в течение многих лет. Непонятно только, почему лучшие умы и уши России этих раскатов грома не слышали. А если слышали, то отчего не мчались с докладом в Кремль? Почему не падали в ноги В. Путину: отец родной, проглядели, окаянные, спасай!
Сегодня в условиях кризиса языки чиновников вдруг развязались. Все наперебой, как нечто очевидное, перечисляют причины кризиса - ухудшение инвестиционного климата, нежелание национального бизнеса вкладываться в Россию, утрата доверия к политике, «расслабуха» в верхах при высоких ценах на нефть. И сами же себе задают крамольные вопросы. А какое может быть доверие, если власть постоянно меняет правила ведения бизнеса в угоду приближённым к сердцу монополиям, олигархам и сросшемуся с ними высшему чиновничеству? Какой Буратино будет закапывать свои денежки на русском «поле чудес», если тарифы за последние 10-12 лет выросли, как бурьян (за газ - в 10 раз, за водоснабжение - в 14-16 раз, за электроэнергию - в 7 раз), если от «дружеского огня» силовиков нет спасу, если суды работают по принципу «чего изволите»?
Сегодня об этих «чудесах» открыто говорят чуть ли не на каждом ток-шоу. Весело смотреть, как наши чиновники, министры, депутаты и дома, и за границей публично посыпают голову пеплом. «Проспали последние пять лет», - с улыбкой на устах говорил в Давосе первый вице-премьер правительства И. Шувалов. Нет, батенька. «Россия находится в кризисе с 2008 года», - по-правляет его Д. Медведев.
Сказку сделать болью
Сегодня, подсчитывая трещины на стенах казавшегося таким красивым «русского мира», власть пытается успокоить народ. Дескать, «при реализации антикризисного плана социальные обязательства не пострадают». Намерения правильные. Хотя не проходит и дня, чтобы люди не услышали, а точнее, не почувствовали на собственной шкуре, как трещат не только бюджет, планы и чемпионаты мира, но и социальные обязательства. Ведь их (социальные обязательства) совсем не обязательно официально отменять. Их отменяет подешевевший на 40% рубль, похудевшие банковские накопления, взлетевшая на 13-15% инфляция, их отменяют сорвавшиеся с цепи цены.
Социальные обязательства пытаются тихой сапой общипать и госкорпорации, и сфера услуг. Отменяются пригородные электрички, вздуваются тарифы, растёт плата за обучение, снижается количество бесплатных услуг в медицине. В Кремле возмущаются, пытаются приструнить виновных, подключают прокуратуру, «Народный фронт». Но Россия велика (редкая птица долетит до середины Волги), прокуроры за каждым желающим нажиться на кризисе не поспевают. Можно, наверное, найти виновных в том, что при рекордном в этом году урожае зерновых дорожает хлеб. Но никаких «мухтаров» не хватит, чтобы отыскать виновных в том, что дорожают огурцы, капуста, помидоры, лук…
Большая штопка
Население встревожено. Достаточно послушать, о чём говорят люди в электричках, в метро, на остановках, у закрытых дверей разорившихся банков, возле ларьков на подорожавших рынках. Власть ищет лекарства от головной боли. Правительство разрабатывает план спасения. Стране предстоит большая «штопка». Но нужно спасать не только государственный бюджет и зашивать народные кошельки. В «луче света», в проблеске надежды нуждается и народная душа. А она крепко пострадала от событий последнего года. В самом деле: легко ли после блеска олимпийских побед, после сладостного головокружения от успехов оказаться в больничном покое на койке для реабилитации? Какие нужны лекарства? Какие успокоительные?
Судя по тому, что мы слышим в последние дни и недели, современных и эффективных лекарств для народной души нет. Предлагают в основном препараты с истекшим сроком давности. Выдавая, впрочем, за новейшее откровение. Духовность - от Валентины Матвиенко («преодолеть кризис России поможет духовность»). Душеспасение - от Улюкаева («баррели, санкции - всё это преходящее. В кризисной ситуации самое главное - сохранять душевное спокойствие»). Церковь отсылает паству ещё дальше - в историю Древней Руси. Недавно проведённые в Москве XXIII Рождественские чтения предлагают вдохновляться «выбором Божественной правды, сделанным при равноапостольном князе Владимире». А вернувшийся на днях с Афона депутат Госдумы С. Попов привёз от афонских старцев рецепт спасения. Но в чём он состоит, никто не понял.
***
Потребность в трезвом взгляде на ситуацию в стране наконец-то (увы, с большим опозданием) ощутили и в кремлёвско-белодомовских кругах. Недавнее выступление первого вице-премьера И. Шувалова перед депутатами Госдумы очень напоминало речь У. Черчилля в палате общин после вступления Британии во Вторую мировую войну: «Нам предстоит суровое испытание. Перед нами много долгих месяцев борьбы и страданий. Я повторяю перед палатой то, что уже сказал правительству: «Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжёлого труда, слёз и пота».
«Никаких иллюзий», - предупредил Шувалов. Крови, в отличие от Черчилля, он пока не обещал. Но о подробностях вводимой «народной диеты» говорить поостерёгся. Нет сомнений, что слово «праздники» населению на ближайшие годы придётся забыть. Пора солить капусту.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции