«— …Тварь ли я дрожащая или право имею…
— Убивать? Убивать-то право имеете?..» Ф. М. Достоевский
«Мы любим кого-то, но нас любит страх»
И. В. Кормильцев
Когда-то Владислав Крапивин в своей книге «Оранжевый портрет с крапинками» написал: «…но дети не воюют с детьми ни на одной планете — они ещё не посходили с ума!»
Да, мы можем вспомнить «Повелителя мух» Голдинга или «Голодные игры» Коллинз. Но мы ведь знаем, что и там, и там мы имеем дело с притчей, с фантастикой. Мы можем вспомнить фильм «Чучело» Ролана Быкова или «Всё лето в один день» Рэя Брэдбери. Но ведь там, несмотря на жестокость травли, не убивают!
Но мы можем просто почитать ленту новостей. И просто увидеть, что регулярно в той или другой точке мира дети расстреливают детей. Своих знакомых, своих одноклассников, своих близких.
Что же случилось? Как за последние десятилетия факт детской стрельбы стал из фантастики — реальностью? Пугающей, ошеломляющей, но реальностью. Попробуем разобраться.
Социальная дизадаптация
За этими красивыми словами стоит очень простой смысл: «Не вписался», «Не сумел стать своим» (уточняю: есть термин «дИзадаптация» — сниженная адаптация, и есть термин «дЕзадаптация» — отсутствие адаптации). Причём можно полностью не вписаться и стать изгоем, а можно вписаться частично, став «жертвой», «клоуном» и т. п.
Во всех этих случаях ребёнок (когда я говорю «ребёнок», я говорю не только о детях, но и о подростках и молодых людях со слабой, не сформированной жизненной позицией) чувствует себя очень дискомфортно, причём этот дискомфорт нарастает со временем. До какой степени этот дискомфорт может нарастать? А вот это во многом зависит от того, насколько велик разрыв между «первыми» и «последними».
Нарушения адаптации существовали всегда, но именно в последние десятилетия резко вырос уровень сегрегации, т. е. разрыва между «успешным лидером» и «жалким неудачником». Рост величины этого разрыва культивируется рекламой и фильмами, разговорами взрослых и реалити-шоу. Всё больше «неудачник» становится не просто «отстающим», но «тварью дрожащей».
Иногда ребёнок становится «тихим неудачником». Он уходит в мир грёз, становится «эльфом восьмидесятого уровня» в компьютерных играх, чуть позже он сможет начать искать утешение в алкоголе и наркотиках. В лучшем случае он может стать Акакием Акакиевичем из гоголевской «Шинели», ведущим тихую незаметную жизнь.
Но тут важно помнить, что подростковый возраст является порой не только психологической, но и гормональной перестройки. Гормональная система подростка нестабильна, а значит, высока вероятность того, что тихая покорность может одномоменто смениться бунтом. Причём, вполне по классику, «бессмысленным и беспощадным». И «приличный» ребёнок может одномоментно превратиться в безжалостного «мстителя».
Милый спокойный мальчик может жестоко избить своего обидчика, а тихая девочка располосовать лицо ногтями первой красавице класса, гнобившей её.
Да, скажете вы. Хорошо, скажете вы. Дети дерутся, даже жестоко дерутся. Но убивать?! А вот теперь мы перейдём ко второму пункту.
Культивирование обыденности насилия
В 1996 году на экраны вышел фильм Милоша Формана «Народ против Ларри Флинта». Фигура реального порномагната особых симпатий не вызывает, но одно из высказываний фильма бьёт не в бровь, а в глаз. Ларри Флинт спрашивает, почему фотографии обнажённых тел являются порнографией и не могут публиковаться в журналах, а фотографии тел, разорванных бомбами, расстрелянных бандитами, растерзанных толпами, порнографией не являются и пестрят на передовицах?
Давайте сознаемся: мы культивируем обыденность насилия. Причём культивировать её можно и под крики «Какой ужас!». Просто муссируя тему насилия, мы вбиваем в головы себе и окружающим (прежде всего, детям с их несформированным мировоззрением), что насилие, конечно, УЖАСНО, но… ОБЫДЕННО! Что оно является неотъемлемой частью нашей жизни (особенно любопытным и сомневающимся предлагаю почитать про социальную технологию, называемую «Окнами Овертона»).
Нормальность убийства для решения проблем культивируют и кинофильмы. Кто из нас не сочувствовал Главному Герою, героически уничтожающему толпы Мерзких Злодеев?
А компьютерные игры? Думаете, достаточно оградить ребёнка от шутеров про маньяков, типа Postal, и дело в шляпе? Как бы не так. Даже в забавных Angry Birds, которые многие ставят на планшеты для малышей, Милые Птички, которых обидели Злобные Свиньи, весело уничтожают этих Злобных Свиней… погибая при этом сами.
И мы даже не думаем о том, что решение проблемы через насилие, не просто насилие — физическое уничтожение, становится нормальным для наших детей.
![Андрей Сидорчик](https://aif-s3.aif.ru/images/003/106/de06c19bd7f6454531fbed8ee89447c0.jpg)
Да, скажете вы. Хорошо, скажете вы. Но ведь не все дети хватаются за оружие? Не все убивают? Почему же не выявляют тех, кто может быть в группе риска? И вот теперь я приведу ещё два пункта.
«Образование», победившее педагогику
В культивировании «значимости успеха», о котором я говорил выше, мы за «образованием» забыли педагогику.
Учителя озабочены баллами ЕГЭ и участием в олимпиадах. Им не до «воспитания» и «психологических заморочек». «Ах, он так хорошо учился!» — слышим мы об очередном «слетевшем с катушек». Естественно! Господа педагоги! У вас на втором курсе была психология, где вам объясняли, что для детей и подростков характерна реакция компенсации, что свои неудачи в социальных отношениях они могут компенсировать успехами в учёбе.
Школьные психологи? Это прекрасно звучит в теории, но на практике школьный психолог в обычной школе не может почти ничего. И не потому, что он плохой или глупый. Просто на него возложено столько задач по «психологическому обеспечению образовательного процесса», что времени в одиночку отследить, чем дышит каждый из нескольких сотен детей, у него нет. По определению. Но даже если он и отследит, то… об этом я напишу чуть позже.
Родители? Давайте будем честны: для огромного количества родителей самое важное — чтобы ребёнок нормально учился, чтобы их не вызывали в школу, чтобы у них не было проблем. А в сочетании с типичной для подростков реакцией эмансипации, когда тот отдаляется от родителей и не склонен доверять им свои личные переживания, что-то заметить может лишь тот родитель, который ВСЕГДА был крайне внимателен к настроению и душевным потребностям своего ребёнка… А не к перспективам его карьеры и карьеры своей.
Развал системы психиатрической помощи
Давайте будем честны: полностью психически здоровый ребёнок на убийство не пойдёт. (Внимание! Мы часто слышим, что убийца «был признан вменяемым». Вменяемость и психическое здоровье — не синонимы! Вменяемым может быть и человек с психопатией, и человек с шизофренией.)
«Почему школьный психолог не увидел, что ребёнок странный?» Да потому, что у педагога-психолога образование другое, он не психиатр, который специально обучен и натренирован всем своим опытом эти странности выявлять. «А почему психолог увидел, но ничего не сделал?» Да потому, что не мог он ничего сделать. Не мог — и всё. Для этого опять-таки нужен психиатр. О да, психолог может порекомендовать родителям показать ребёнка психиатру. После чего большинство родителей… ничего не делают. Показать ребёнка психиатру? Да его в психи запишут! Да это клеймо! Да всей карьере конец!
Слово «психиатр» превращено в пугало, что не приносит ничего, кроме вреда.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/004/827/f4c0bde302a873b296d5888d4ac06dae.jpg)
Давайте признаем: система психиатрической помощи детям и подросткам у нас в стране полностью развалена. Слово «психиатр» — дискредитировано. И не надо кричать: «Ах! Как же не заметили, как ничего не сделали!» Некому замечать и делать.
Резюме
1. В основе крайне жестокого, агрессивного поведения ребёнка практически всегда лежит психическая патология или особенности характера в сочетании с грубыми нарушениями социальной адаптации.
2. Культивирование нормальности насилия само по себе не приведёт к агрессии (ни в коем случае не надо сводить всё к «засилью насилия на экране»), но оно подсказывает ложную идею «силового выхода» из проблемы.
3. Детей не учат социальной адаптации. Хуже того, учат «ложной» адаптации: хорошо учись, будь послушным, и всё будет хорошо. Родители и общество не уделяют внимания душевной жизни ребёнка, концентрируя внимание лишь на его достижениях.
4. Современная система не поведёт за ручку ребёнка и его родителей к специалисту для оказания помощи.
И что же дальше?
Я нарисовал невесёлую картину. Но реальную.
Есть ли выход? Что же мы можем сделать?
Мы не можем щелчком изменить систему. Но мы можем позаботиться о собственных детях. Мы можем уважать их мнение и быть внимательными к их переживаниям, мы можем отслеживать резкие изменения их поведения и консультироваться со специалистами, не дожидаясь «направления»…
Мы можем объяснить нашим детям (предварительно поняв это для себя), что знания и достижения важны, но вовсе не являются единственно важной вещью в жизни. Что научиться уважать себя и других, отстаивать свою позицию, не унижая других, — не менее важно.
А самое главное, мы можем научить наших детей тому, что из любой ситуации есть выход. Что убийство и самоубийство — не единственный путь. Мы можем научить их любить и уважать свою и чужую жизнь.
Мы можем. Если захотим и не забудем…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции