Примерное время чтения: 8 минут
5659

Роман Вильфанд: ошибка метеоролога может стоить жизни многим людям

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. С праздником Победы! 07/05/2014
Роман Вильфанд.
Роман Вильфанд. АиФ

135 лет назад в России началось регулярное метеонаблюдение. С этого же момента граждане начали ругать метеорологов - за неправильные прог­нозы. А какая она, реальная синоптическая жизнь? Об этом рассказал Роман Вильфанд, директор Гидрометцентра РФ.

Метеобезопасность страны

Юлия Тутина, «АиФ»: Роман Менделевич, мне всегда казалось, что тратить государственные деньги на прогнозы неразумно — проще купить, скажем, у частников или даже у иностранцев. Но нынешняя политичская ситуация доказывает обратное...

Досье
Роман Вильфанд родился в 1948 г. в Киеве. Доктор технических наук. С 2001 года - директор Гидрометцентра РФ.
Роман Вильфанд: — Во Всемирную метеорологическую организацию сейчас входят 189 стран. И в каждой из них гидрометеорологическая служба является государственной структурой. Потому что, полицию или армию тоже можно покупать на стороне, но по очевидным причинам это в голову никому не приходит. Гидрометеорологическая служба стоит на страже безопасности страны, пусть даже это звучит пафосно. Безусловно, как и остальные страны, мы используем информацию, собранную остальными странами, но интерпретируем и делаем выводы сами — ведь ошибка может стоить жизни многим нашим гражданам. 

— Интересно, а если в качестве санкций нас отрежут от единой базы синоптических данных, мы сможем самостоятельно прогнозы выпускать?

— Безусловно сможем, хотя качество прогнозов ухудшится, но такое предположение из области фантастики. Существует конвенция, подписанная представителями всех стран, об обязательном обмене информацией. Метеорологическая система вообще — область деятельности пионерская с точки зрения международной кооперации. Здесь глобализация — в чистом виде. Ведь если нас отрежут, то в первую очередь пострадают сами. У нас — огромная территория планеты под контролем. Без данных с наших станций верных прогнозов не подготовить. 

— Метеоролог представляется таким бородатым отшельником, годами сидящим в самых отдалённых уголках мира...

— Роль человека-наблюдателя в метеорологии постепенно будет уменьшаться. Во-первых, большую часть информации нам дают космические спутники. Пока их количество недостаточно, вместо необходимых 6 действуют только два, да и то не в полную силу, но проблема эта решается. Безусловно, данные из космоса необходимо подтверждать сведениями, собранными на земле, но и тут человека постепенно сменит техника. Сегодня активно вводятся в строй автоматические метеорологические станции и комплексы. Это позволяет получать информацию не раз в 3 или 6 часов, как это было при ручном труде, а так часто, как это диктуют погодные условия — хоть раз в 5 минут. Но будет повышаться вклад профессионала высокого уровня, ведь постоянно совершенствующиеся методы сбора и обработки информации, все более точного и детального прогноза погоды реализуются только классными специалистами. Во время Олимпиады мы давали отдельный прогноз на каждый километр территории, представляете? 

— Недавно Россия взяла у Всемирного банка заём на установку очередного суперкомпьютера для метеорологов. Несколько лет назад мы уже брали такой кредит. Финансовые вложения оправдались? 

— Первый суперкомпьютер, на который было потрачено около 20 млн долларов, был установлен в конце 2009 года. И с начала 2010-го отечественные прогнозы для европейской территории РФ всегда оказываются лучшими, чем сделанные европейцами, американцами! Сейчас мы за 50 минут решаем те задачи, которые раньше требовали не меньше 5 суток. Качество прогноза резко и одномоментно улучшилось, что естественно даёт немалый экономический эффект для страны. Ведь прогноз, это не только то, был ли предупреждён отдельный человек о необходимости взять зонтик, хотя и это позволило государству сэкономить на его больничном. Но прогноз это и эффективная работа МЧС, коммунальных служб, сельхозпроизводителей. Гидрометеорологическая безопасность страны в конце концов. А если вернутся к простым людям, то в последние годы, по данным соцопросов, более 60% граждан доверяют нашим прогнозам. Немало, согласитесь. Однако запросы на качество прогнозов становятся все более требовательными, а существующие вычислительные ресурсы уже исчерпаны. Вот оперативная задача. Новая вычислительная платформа позволит приблизиться к чаяниям потребителей, который через небольшое время опять ужесточаться. Вот в таком сложном диалектическом сотоянии развивается прогностическая метеорология.

Глобальное потепление в одно мгновение не остановить, а значит, природные ЧП будут всё чаще
Глобальное потепление в одно мгновение не остановить, а значит, природные ЧП будут всё чаще. Фото: АиФ / Алексей Витвицкий

Лето теплое?

— За чрезвычайно тёплой зимой в Европейской части России пришла не менее тёплая весна. Причина — в глобальном потеплении? Или во влиянии тёплого океанического течения Эль-Ниньо? 

— Ни в том, ни в другом. Потепление на то и глобальное, чтобы влиять на климат в целом, например, увеличивая число природных ЧП, но не определять температуру контретного сезона. А Эль-Ниньо сейчас как раз в спокойной стадии, и, по прогнозам, может проснуться не раньше лета... Глупо искать глобальные причины кажого конкретного тёплого дня. 

— Чтобы компенсировать тепло зимы, лето будет холодным?

— Вопрос интересный и действительно вроде бы логичный. Но в природе, как ни старайся, найти простую логику нельзя. Иначе бы всё так и шло — за теплой зимой — холодное лето. За холодным — летом — тёплая зима. Но никакой цикличности за все 135 лет метеонаблюдений мы так и не выявили.

— И тем не менее, а какое лето нас ждёт? Судя по небольшому количеству снега — пожароопасное. А тёплое?

— Да, на Европейской территории зима была малоснежной, потому здесь половодье прошло фактически незаметно и гораздо раньше нормальных сроков. Плюс глубина промерзания почвы в этом году, ну, скажем, для Московского региона составляет 25-30 см — это 50% от нормы. То есть испарение влаги из почвы идёт рекордно быстро. Потому, начиная с середины мая мы прогнозируем повышенную пожароопасность на европейской территории России, в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах, а также на юге Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, где снега было также мало. Плюс, с вероятностью 70% мы предполагаем, что лето в целом по стране будет несколько теплее нормы. Кстати, возвращаясь к половодью, мы прогнозируем сложный паводок в Заволжье, на Урале, на притоках верхней Оби и в Якутии. 

— Значит, наводнений в ряде регионов не избежать? Опять жильё затопит?

— Если дома построены в местах, где регулярно происходят подтопления — конечно, проблемы будут опять. Единственный способ избавится от этой проблемы раз и навсегда — введение обязательного страхования всех построек от природных ЧП. Такая практика давно существует и хорошо зарекомендовала себя во всём мире. Если строишь в опасном месте, тебя никто не застрахует, или — в лучшем случае, полис будет стоить в 10 раз больше, чем у соседа, чей дом возведён на безопасной территории. Насколько я знаю, подобные законопроекты уже готовятся на уровне правительства. 

— Много лет назад развитые страны, чтобы приостановить процессы глобального потепления, приняли Киотский протокол, предусматривающий уменьшение вредных выбросов в атмосферу. Но никто его не соблюдает. Более того, скептики уверяют — связь производственной деятельности человека с озоновыми дырами не доказана. Так, может, и правда, уменьшение выбросов не нужно?

— На днях вышел доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) — самого профессионального и неангажированного объединения учёных. Так вот ведущие учёные утверждают совершенно однозначно: всё-таки причина потепления связана с увеличением в воздухе углекислого газа СО2, который производится промышленностью. Согласно их прогнозу, дальнейшее потепление климата неизбежно.

— Надо же тогда срочно предпринимать какие-то меры? 

— Что касается конкретно России, то мы и без Киотского протокола пытаемся предпринять меры: например, по указу президента РФ В. Путина, к 2020-му году выбросы в нашей стране должны быть снижены на 25%, по сравнению с 1991-м годом. Предполагаю, какие-то меры предпримут и другие развитые страны. К сожалению, иная позиция у развивающихся стран, в первую очередь Китая, Индии, Бразилии, на долю которых приходится до 50% всех вредных выбросов. Их логика такова: экология важна, но сперва мы должны догнать развитые страны. При этом, даже если всё-таки человечество договориться о спасении планеты, глобального потепления в одно мгновение не остановить. Оно будет нарастать ещё десятки лет, столько же, сколько будет воздействовать на атмосферу чрезвычайно стойкое соединение СО2.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах