Примерное время чтения: 4 минуты
1999

Битва символов: суд подтвердил уникальность дизайна сигарет «Арарат»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. Удар «Томагавками» во имя мира? 12/04/2017

Спор о дизайне пачек сигарет в судебное поле два производителя табака перенесли ещё в прошлом году, и вот 22 марта Арбитражный суд Москвы принял окончательное решение по делу.

Гора не идёт к ковбою

В прошлом году компания Philip Morris Brands Sarl обратилась в столичный арбитраж с иском против ООО «Гранд Табак»: не производителя, а импортёра. Требование было жёсткое: запретить использовать товарный знак Ararat на территории России, изъять и уничтожить все эти сигареты, взыскать 5 млн руб. компенсации. Зарубежный бренд настаивал на схожести до степени смешения дизайна пачек сигарет «Арарат» и «Мальборо». Точно такие споры были и в других странах: армянский производитель удачно отстоял свои позиции в Ливане, в Кувейте, в ОАЭ и на Тайване. На родине «обвиняемого табака» Административный суд Республики Армения тоже отклонил иск против Агентства интеллектуальной собственности Министерства экономики РА, которое зарегистрировало «сигареты имени горы» в качестве товарного знака. 

 

Впрочем, и у нашей Федеральной антимонопольной службы к оформлению армянских сигарет претензий не было. Об этом её представители заявили и на судебном процессе (как третья сторона). Официальная позиция заместителя председателя ФАС РФ Андрея Кашеварова: между товарными знаками этих двух компаний нет схожести до степени смешения. Следовательно, и препятствия для продажи сигарет соседнего государства в нашей стране быть не должно.

Слепой выбор

А 22 марта суд полностью отклонил иск компании Philip Morris Brands Sarl против импортёра сигарет армянского производителя. 

Оценив представленные сторонами доказательства «в их совокупности и взаимосвязи», Арбитражный суд г. Москвы пришёл к выводу: сравнительный анализ изобразительных частей товарных знаков истца и упаковок пачек сигарет из Армении позволяет установить отсутствие сходства до степени смешения изобразительных элементов товарных знаков как каждого в отдельности, так и в композиции. 

Утверждения производителя об уникальности элемента дизайна «Мальборо» «руфтоп» и намерения стороны противника формировать иллюзию причастности к их товарному знаку суд посчитал необоснованными. Спорный элемент — стилизованное изображение горы, священной для армянского народа, единая смысловая композиция со словесным элементом «Арарат».

Было и ещё одно важное замечание суда: в соответствии со статьёй 19 ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ при покупке вы не можете видеть упаковку и изображения, содержащиеся на пачке. Вы просто выбираете сигареты по их названию из списка, предоставленного магазином.

Мнение эксперта

Юрист компании-производителя Николай Акобян: 

— Я считаю, что это была попытка создать искусственные препятствия с целью запретить оборот армянских сигарет на российском рынке. На суде представитель истца говорил о том, что чем больше продаются наши сигареты, тем меньше — их, и пытался это представить как убыток для своей компании. Однако судебное решение ещё раз доказало, что мы имеем право на свою нишу в России в условиях добросовестной конкуренции. Добавлю, что в 2016 г. Центральный банк Армении выпустил в обращение памятную монету «25-летие Республики Армения», на которой изображена гора Арарат в таком же исполнении, как и на пачках сигарет «Арарат»: уж Центробанку Армении точно незачем «копировать» «Мальборо».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах