Трагедия случилась в 2010 г. А. Мухаметзакиров согласился на своём автомобиле подвезти милиционера. Тот был в подпитии, уже в дороге начал скандалить. Всё закончилось тем, что милиционер достал табельное оружие и застрелил водителя. В. Симухин был приговорён к 10 годам лишения свободы. А вдова учителя потребовала от МВД Башкирии компенсацию в 1 млн руб. Лишь спустя 3 года удалось добиться положительного решения, но суд скостил сумму вдвое.
Целый год понадобился предпринимателю О. Краюшкину из г. Павлово Нижегородской обл., чтобы следствие наконец возбудило уголовное дело против полицейских, которые пытали бизнесмена. Они привезли его в отделение, сняли обувь и в течение нескольких часов били по голым стопам. Требовали, чтобы он признался в краже пилорамы, угрожали изнасиловать его резиновой дубинкой. Когда не добились признания, отвезли в СИЗО. Краюшкину повезло - он вышел оттуда живым. Но накажут ли в результате тех, кто его истязал, пока неизвестно.
Таких случаев много, и это после почти четырёх лет реформы МВД. Почему она не сработала? Когда полтора года назад ведомство возглавил В. Колокольцев, он столкнулся с тем, что во время первого этапа преобразований - сокращения численности сотрудников МВД - из полиции ушли многие профессионалы, которые не пришлись по душе начальникам именно как честные и квалифицированные сотрудники. В. Колокольцев постепенно стал возвращать их обратно. Параллельно был разработан ряд жёстких мер, направленных на искоренение из полиции коррупционеров и садистов. На ведомственном уровне была закреплена персональная ответственность руководителей всех уровней за законность действий своих подчинённых. Запрещено увольнение задним числом - ответственность за превышение полномочий полицейского карается строже, чем такое же преступление рядового гражданина. Отменена «палочная» система отчётности. Все перечисленные меры должны давать нужный эффект. Но происходит это довольно медленно. Почему?
«Руководители боятся пострадать за проступки подчинённых. Начальники собирают с личного состава заявления об увольнении по собственному желанию без даты и замалчивают подобные истории. Недавно в подмосковном Дмитрове двое гибэдэдэшников попались на взятке. Они тут же уволились по собственному желанию, - рассказал «АиФ» Михаил Пашкин, председатель координационного совета Профсоюза сотрудников милиции г. Москвы. - Кроме того, плановая «палочная» система до сих пор действует!»
Получается, меры приняты правильные, но на местах их игнорируют и пытаются обойти всеми способами. В самом МВД проблем не скрывают и готовы жёстко их искоренять. По данным Главного управления собственной безопасности МВД, за 2012 г. к уголовной ответственности были привлечены более 2,5 тыс. сотрудников полиции, к дисциплинарной - более 54 тыс. 90% этих случаев - результат работы подразделений собственной безопасности.
«Практика наказания руководителей за проступки подчинённых, на мой взгляд, имеет и отрицательные стороны, - считает Александр Гуров, генерал-лейтенант милиции в отставке, член расширенной рабочей группы по дальнейшему реформированию органов внутренних дел РФ. - Коллективная ответственность должна быть тогда, когда удаётся доказать участие или хотя бы осведомлённость начальников о тёмных делах своих подчинённых. Но, если командир не знал, что в свободное от работы время сотрудник, к примеру, сел нетрезвым за руль и совершил ДТП, санкции в его адрес напоминают принцип круговой поруки. Такой подход вселяет страх и заставляет коллектив скрывать деяния одного из своих членов. Уже появился анекдот: на Красной площади ловят пьяного полицейского, катающегося на машине и стреляющего в воздух. На вопрос, что он делает, слуга закона отвечает: «Увольняю начальника!»
Смущает, что повышенную уголовную ответственность несут лишь полицейские, а не все люди в погонах: следователи, прокуроры, чекисты и т. д. Подозреваю, что таким образом власти отвлекают внимание общества от произвола прочих органов исполнительной власти. Реформа МВД приносит результаты. Однако полностью изжить такие случаи не получится, пока всё общество весьма криминализировано. А будущих слуг закона набирают из социума».
Индекс доверия полиции
«Индекс доверия полиции» - регулярное совместное исследование фонда «Общественный вердикт» и Аналитического центра Ю. Левады.
Данный индекс замерялся в марте 2013 г., спустя 2 года с момента вступления в силу Федерального закона «О полиции», и равен 7 пунктам из 100 возможных (см. график). В ходе опроса был также задан вопрос, какие задачи кажутся россиянам первоочередными в ходе реформы МВД. Результат получился такой:
- искоренить вымогательство и коррупцию в полиции - 47%;
- добиться оперативного реагирования на обращения граждан - 43%;
- искоренить полицейский произвол и незаконные задержания - 30%, пытки - 27%.