Примерное время чтения: 7 минут
3720

Больше не приговор. За прошедший век многие болезни стали излечимыми

«АиФ. Здоровье» № 29. Пик женской красоты – «слегка за 30» 18/07/2013

Рак

Статистика свидетельствует: сегодня треть столкнувшихся с онкологическими заболеваниями излечиваются полностью. А половина людей, болеющих раком, в итоге умирают вовсе не от него, а от других заболеваний или просто старости. Кажется, цифры небольшие?

Однако сто лет назад едва заявившая о себе наука онкология не могла о таком и мечтать. Тогда, дебютировав, рак быстро брал свое. Хирургическое лечение, которое пытались практиковать врачи того времени, при наличии метастазов результатов почти не давало. Радиотерапия только начала развиваться. А о препаратах для химиотерапии онкологи даже еще не задумывались.

Первые попытки создать подобные лекарства были предприняты лишь во время Второй мировой войны. Любопытно, что основой для них ученые выбрали отравляющее вещество, использовавшееся при боевых химических атаках, – горчичный газ.

Луис Гудман

 

С его помощью американские ученые Луис Гудман и Альфред Гилман в 1942 году экспериментально лечили больного с лимфомой. Пациенту стало лучше, но полного излечения не наступило.

Первый случай успешной терапии рака был зафиксирован лишь в 1958 году. Врачам удалось вылечить пациентку с неоперабельной опухолью матки при помощи препарата из группы цитостатиков.

Эти лекарства тормозят процесс деления раковых клеток и распространения их по организму. Увы, они достаточно плохо переносятся, потому что оказывают влияние и на здоровые ткани. Сейчас наряду с ними активно применяют другой класс – таргентные препараты, полученные всего 15 лет назад. Они действуют на опухоль более прицельно, поэтому побочных эффектов у них меньше.

Альфред Гилман

 

Диабет

347 миллионов человек во всем мире страдают сахарным диабетом – таковы данные Всемирной организации здравоохранения, опубликованные в марте этого года. Примерно у 10% таких пациентов диабет первого типа – состояние, при котором поджелудочная железа не вырабатывает (или недостаточно вырабатывает) гормон инсулин, необходимый для усвоения глюкозы. На сегодняшний день, если им правильно подобрана терапия, такие люди мало отличаются от здоровых. Столетие назад все они были обречены на смерть, которая наступала в течение нескольких лет, а чаще – уже нескольких месяцев после выявления заболевания. Хотя симптомы диабета первого типа отмечали у своих больных еще древние врачи, вплоть до 20‑х годов прошлого века они не могли предложить никакого лечения.

Фредерик Бантинг

 

Изменилась ситуация только благодаря открытию инсулина, которое в 1921 году совершил Фредерик Бантинг – ученый из канадского Университета Торонто. Он исследовал экстракт, выделяемый поджелудочной железой, надеясь найти в нем вещество, отвечающее за усвоение в организме глюкозы. Труды быстро увенчались успехом – уже через пару месяцев после начала исследований были получены первые образцы инсулина. А чуть больше чем через год запущено массовое производство препарата.

Поначалу его получали из поджелудочной железы животных, позже, в 1976 году, препарат научились синтезировать. Сегодня он входит в список жизненно необходимых лекарств, для его введения разработаны специальные шприцы, которые удобно носить с собой даже в самой маленькой женской сумочке.

Безусловно, жизнь с диабетом первого типа имеет свои ограничения, однако если человек соблюдает их и регулярно вводит себе инсулин, продолжительность его жизни не отличается от среднестатистической. А иногда – значительно превышает ее. Пример тому – Боб Краузе, скромный пенсионер из Сан-Диего, которого в 2011 году чествовали едва ли не все диабетологи мира. Тогда ему исполнилось 90 лет, 85 из которых он болен диабетом первого типа. Диагноз ему поставили в 1926 году, он сразу же стал получать инсулин, всю жизнь соблюдал диету и старался вести здоровый образ жизни. Итог – счастливая старость, двое детей и восемь внуков. Это особенно впечатляет, если знать, что Боб не единственный в семье, кто страдал от данного заболевания. У его брата диагностировали диабет на год раньше, в 1925‑м. Увы, в то время инсулин в той местности, где проживало семейство, был еще недоступен, поэтому мальчик скончался спустя всего год.

Роберт Кох

 

Туберкулез

Герой, в расцвете сил угасающий от чахотки, – типичный образ классической литературы, как русской, так и европейской. Увы, в жизни такая ситуация наблюдалась не только в XVIII–XIX веках, когда в основном были написаны книги, но и вплоть до середины XX столетия.

К этому времени Роберт Кох уже открыл микобактерию туберкулеза, а французские ученые Альбер Кальметт и Камиль Герен успели разработать противотуберкулезную вакцину БЦЖ. Но если человек заболевал (прививка снижает риск недуга, но не защищает от заражения на сто процентов), лечить его фактически было нечем. В распоряжении врачей были разве что санатории с усиленным питанием и благотворным для легких климатом. Кому-то помогало.

Камиль Герен
Однако большинство больных умирали в течение первого же года после приезда в такие лечебные учреждения.

Положительные перемены произошли лишь в 1943-м, когда Зельман Ваксман, профессор Рутгерского университета Нью-Джерси, США, открыл стрептомицин. Этот антибиотик стал вторым в истории после пенициллина и первым, который оказался способен уничтожать туберкулезную палочку.

В течение трех лет новый препарат тестировали, а с 1946 года стали применять на практике. Он позволил значительно снизить смертность от туберкулеза.

 

Альбер Кальметт

 В первые годы применения действие нового антибиотика было очень сильным – он поднимал с постели безнадежных, казалось бы, больных. Однако спустя десять лет его эффективность снизилась: микобактерия начала «привыкать» к лекарству, появились устойчивые к нему штаммы. Сейчас для лечения туберкулеза активно применяют уже другие, более действенные средства. Но именно стрептомицин открыл эру, в которой чахотка перестала быть приговором.

Читайте в соцсетях!

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах