Даниил Дондурей, социолог, культуролог, гл. редактор журнала «Искусство кино»
Русский язык невероятно богат на разного рода контексты, когда одно и то же слово может выполнять разные функции. Куда там английскому языку с их одним-единственным неприличным словом, которое там используют все от мала до велика! У нас же в каждом конкретном случае придётся проводить подробную экспертизу, чтобы определить, что именно можно отнести к нецензурной лексике, а что - нет.
Но гораздо важнее другое! Ни на ТВ, ни в газетах, ни в произведениях массовой культуры у нас мата нет. Он присутствует лишь в узком кругу маргинальной культуры. Более того, в России введена система штрафов за использование нецензурной лексики в публичных местах. И вообще все мы прекрасно знаем, что матом ругаться нехорошо. А использовался он в Советском Союзе, к примеру, в анекдотах как некий ответ общества на идеологический пресс государства. Тогда зачем принимают закон о том, что неопасно для общества?
Кому нужен закон, который запрещает мат на публике? >>
На мой взгляд, делается это только потому, что ни одна ветвь государственной власти сегодня не способна повлиять на состояние морали. Ни одна! Ни президент, ни элиты, ни гражданское общество! Все обезвожены гигантскими моральными болезнями - это и проблемы семьи, и проблемы доверия друг другу, и отношения государства к бизнесу и т. д. Вплоть до беспрецедентного в мире подросткового и молодёжного суицида. Вы видели когда-нибудь, чтобы первые полосы центральных газет или заседание Совета безопасности было посвящено не чрезмерным ценам на услуги ЖКХ, а тому, что у нас на 100 тысяч населения приходится 20 детских самоубийств в год? Так, промелькнёт где-то сообщение. А ведь на самом деле это ужас! Это говорит о том, что наши дети не умеют жить. Они не знают ценности жизни - своей и чужой. Не знают, что делать со своим будущим. Дума же, не имея возможности хоть как-то справиться с причинами, стоящими за этой трагедией, выхватывает то, что легко сделать. Чтобы продемонстрировать обществу: мы тут бдим! Они ограничивают то, что не нуждается в установлении границ. И в своих глазах, и в глазах высшей власти они представляются защитниками морали, способов защитить которую у них на самом деле нет.