Примерное время чтения: 8 минут
2960

Что делать, если задержали авиарейс? Права пассажиров

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Как нас губит молоко 08/02/2012
Фото: TS/Fotobank.ru

На авиабилетах всегда стоит точное время вылета. Но практически каждый хоть однажды сталкивался с ситуацией, когда рейс задерживают, причем надолго.  В итоге вместо горнолыжных склонов - горы багажа, вместо заморских пейзажей - табло с надписью «delayed».

Дорогая задержка

ЗНАЙ  СВОИ  ПРАВА!
Согласно п. 99 Федеральных авиационных правил, утверждённых приказом Минтранса РФ от 2007 г., в случае задержки или отмены рейса, изменения маршрута перевозчик обязан организовать для пассажиров:

комнату матери и ребёнка - пассажирам с детьми до 7 лет;

2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте при ожидании более 2 часов;

прохладительные напитки при ожидании более 2 часов;

горячее питание при ожидании более 4 часов, далее каждые 6 часов днём и каждые 8 - ночью;

гостиницу при ожидании более 8 часов днём и более 6 часов ночью;

хранение багажа.

По данным Росавиации, за прошлый год российские авиакомпании перевезли более 60 млн пассажиров - почти половину населения страны. Сот­ням тысяч из них не повезло - им пришлось томиться в залах ожидания из-за многочасовых задержек. Так, в 2011 г. компания ­«Вим-авиа» задержала 1020 рейсов - 15% от всех выполненных. А ведь были и такие, которые по 18% вылетов отправляли не по расписанию (см. таблицу).

Что грозит нарушителям за регулярные опоздания? Как пояснил «АиФ» Сергей Извольский, советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта: «Рос­авиация может отозвать допуск перевозчика (к авиаперевозкам. - Ред.) в случаях, если более 10% от общего количества рейсов были выполнены с задержками более 2 часов по вине перевозчика в течение двух последовательных сезонов расписания ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта. - Ред.)». Однако на деле вину чаще всего перекладывают на плохую погоду или аэропорты, поэтому максимальное «наказание», которому подвергаются авиакомпании, - смехотворный штраф (и тот налагается в исключительных случаях, т. к. не предусмотрен Кодексом об административных нарушениях). Так, в ноябре «Сибирь» была оштрафована за многочасовые задержки двух рейсов из Новосибирска в Таиланд на 30 тыс. руб. Пострадал 281 человек. 94 пассажира потеряли почти двое суток отдыха. Люди с маленькими детьми ждали самолёта с 2 часов ночи до 7 часов вечера следующего дня, причём улетели они не в Таиланд, а в Иркутск! И лишь на следующий день, уже из Иркутска, - на Пхукет. Западно-Сибирская транспортная прокуратура оценила мучения каждого из пассажиров в... 106 руб. Но ведь и из них ни одной копейки не ушло в карман человека, оплатившего билет, - всё в госбюджет. А за предновогодние многодневные задержки рейсов в 2010 г. в Моск­ве Роспотребнадзор наказал авиакомпании на общую сумму в 135 тыс. руб.! На официальный запрос «АиФ» о том, были ли приняты какие-либо меры по отношению к авиаперевозчикам-нарушителям по итогам 2011 г., Роспотребнадзор отвечать отказался. Видимо, нечего сказать...

Для сравнения: в ноябре 2011 года Министерство транспорта США оштрафовало «American Airlines» на 900 тыс. долл. за то, что свыше 600 пассажиров провели более 3 часов на борту самолётов, находившихся на лётном поле. Получается 1500 долл. за человека.

Что посоветовать пассажирам, чьё терпение использует авиакомпания? Знать свои права и отстаивать их! (См. памятку на этой странице.) Однако хитрые перевозчики вовсю используют известные уловки - например, чтобы не оплачивать гостиницу, не объявляют о задержке рейса на 8 часов сразу, а выдают новости по чайной ложке - раз в час! Или отменяют рейсы, чтобы объединить два полупустых самолёта, - выдать талоны на еду им обойдётся дешевле.

Если рейс задержали на 4 часа, но не предоставили питания, а за 8 часов томления - гостиницу, покупайте всё на свои деньги, но сохраняйте чеки - вплоть до квитанции о пользовании платным туалетом.

Отметьте на билете время прилёта в аэропорт назначения - это всегда можно сделать у представителя авиакомпании. Это главный документ, с которым вы сможете предъявлять материальные претензии авиаперевозчику.

Летаем по старинке

                                                               
Кстати
Всё чаще авиакомпании продают билетов больше, чем есть посадочных мест, и пересаживают «лишних» пассажиров на другие рейсы. В Росавиации нам рассказали, что обычно самолёты загружены на 75% - перевозчики таким образом «добивают недостачу».

«Все отношения пассажира и авиакомпании регулируются Воздушным кодексом РФ, - говорит Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, президент фонда «Партнёр гражданской авиации». - Согласно ст. 120 возмещение за задержку рейса составляет 25% от установленного минимального размера оплаты труда (с 2001 г. МРОТ для штрафов составляет 100 руб. - Ред.) за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы. К сожалению, у нас многие правовые «авиадокументы» давно устарели».

«Воздушный кодекс, пролоббированный авиакомпаниями и принятый в 1997 г., сделал нас как пассажиров абсолютно бесправными, - сетует Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации союзов потребителей. - Кстати, что касается компенсаций за потерю багажа и различные травмы, то в этом случае наша страна до сих пор пользуется Варшавской конвенцией от 1929 (!) г., а все развитые и развивающиеся страны давно перешли на Монреальскую - 1999 г. Европейский гражданин за задержку рейса получает 200-600 евро в зависимости от времени ожидания, а российский - 25 руб. за час!»

16 января Янин выступал перед Дмитрием Медведевым с призывом присоединиться к Монреальской конвенции. Его поддержал Алексей Симановский, зампред ЦБ, - буквально накануне он потерял багаж. Президент ответил, что идея хорошая, но нужно посчитать, во сколько она обойдётся страховщикам...

«Вопросы о компенсациях будут решаться, - заверил «АиФ» Евгений Москвичёв, глава Комитета Госдумы по транспорту. - Разрабатываются законопроекты - один о страховании ответственности за неисполнение договора воздушной перевозки пассажиров, второй - об ответст­венности перед пассажирами на всех видах транспорта. Мы планируем внести эти законы в ходе осенней сессии. Вероятно, будут закреплены те суммы компенсаций за нарушение графиков и расписаний, которые сейчас прописаны у авиаперевозчиков».

Получается, депутаты снова пляшут под дудку авиакомпаний! Впрочем, что удивительного? Ведь они, как и другие представители власти, - пассажиры бизнес-класса, рейсов дожидаются в комфортных VIP-залах, а порой и летают на отдельных коммерческих самолётах.

АВИАКОМПАНИЯ ВСЕГО ВЫПОЛНЕНО РЕЙСОВ ЗАДЕРЖАНО  
Кто задерживал меньше всех
Томск Авиа 3316 25 1%
Россия 39 335 818 2%
Аэрофлот 122 559 2496 2%
 ЮТэйр 76 931 1755 2%
Сибирь 50 934 1318 3%
Трансаэро 48 762 1888 4%
Кто задерживал больше всех
Sky express (Небесный экспресс) 8097 1067  13%
Когалымавиа 2863 401 14%
Вим-авиа 6931 1020 15%
Континент 1243 181 15%
Московия 2095 348 17%
 Москва 227 41 18%
По данным Росавиации

Наталья Бояркина, Ольга Доронина, Ольга Коробицына

Этот материал «АиФ» направляет в парламентские партии и кандидатам в президенты с просьбой прокомментировать ситуацию и принять меры. Мы будем следить за развитием событий.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах