Люди государства
«AиФ»: - Александр Григорьевич, если не секрет, сколько всего прокурорских работников в стране и хватит ли их, чтобы как минимум рассмотреть все обращения?
Александр Звягинцев: - Общая штатная численность работников органов прокуратуры - чуть более 63 тыс. человек, из них в Генпрокуратуре России и нижестоящих прокуратурах проходят службу 43 800 человек, а остальные - в Следственном комитете при Прокуратуре РФ и входящих в его систему следственных органах. При этом кадрового голода мы не испытываем. Корпус прокурорских работников - высокопрофессиональный, способный успешно решать поставленные задачи. Недокомплект составляет менее 2-3% от штатной численности.
Хватает ли нам такого количества сотрудников? Да, нагрузка на работников прокуратуры является одной из самых высоких на госслужбе. Но мы - люди государевы… У нас много молодых сотрудников: две трети - в возрасте до 40 лет и со стажем работы от 5 до 20 лет. В то же время стабильной является численность наиболее опытных работников, имеющих возраст свыше 50 лет и стаж работы более 20 лет (около 10%). Каждый год на службу в органы прокуратуры мы принимаем чуть более 4 тысяч человек, но желающих прийти к нам на работу значительно больше. Формируем кадровый резерв, более скрупулёзно проверяем деловые и личные качества кандидатов.
Особенно тщательно отбираются кандидаты на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур и их заместителей. Перед назначением со всеми выдвиженцами предварительно беседуют члены коллегии Генпрокуратуры, будущим руководителям ставятся конкретные задачи по защите прав граждан, борьбе с коррупцией и иными преступными проявлениями с учётом специфики регионов. В 2009 году были назначены на должности 14 прокуроров субъектов РФ, 42 заместителя прокуроров.
«AиФ»: - Недавно в редакции побывала большая делегация прокурорских сотрудников, среди них очень много женщин. А работа ведь нелёгкая…
А. З.: - Да, служба в органах прокуратуры достаточно напряжённая, это все знают, и некоторые не выдерживают. Поэтому мужчин, конечно, больше. Но ненамного. Всего на 10%. Сейчас же мы уделяем особое внимание назначению женщин на руководящие должности. В настоящее время женщина-прокурор возглавляет Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру, а 16 женщин являются заместителями прокуроров в регионах. 19 женщинам-прокурорам присвоены классные чины государственных советников юстиции 2-го и 3-го класса. Многие из женщин за свой труд удостоены высоких государственных наград.
Интернетом - по взяткам
«AиФ»: - После образования Северо-Кавказского федерального округа там появилось Управление Генпрокуратуры. Туда отбираются самые смелые?
А. З.: - Безусловно. Кадровому укреплению управления и прокуратур Северо-Кавказского региона мы уделяем особое внимание. Здесь важна социальная защита прокурорских работников, которые нередко с риском для жизни выполняют задачи по борьбе с преступностью и защите прав граждан. Президент Д. Медведев своим указом установил дополнительные гарантии и компенсации работникам органов прокуратуры, работающим на территории республик Северо-Кавказского региона, и членам их семей.
«AиФ»: - Как вы боретесь с «оборотнями» в собственных рядах?
А. З.: - Беспощадно. По каждому факту правонарушения или дисциплинарного проступка проводится тщательная проверка с выяснением причин и условий их совершения. За нарушение присяги прокурора виновные лица привлекаются к строгой дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения. У всех на слуху задержание нашего сотрудника, заместителя начальника управления Главного управления Генпрокуратуры РФ в Южном федеральном округе Сергея Абросимова, получившего путём мошенничества 5 млн рублей. Он уволен из органов прокуратуры, в отношении него расследуется уголовное дело, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
К сожалению, от «оборотней» не застраховано ни одно ведомство. Но я хочу ещё раз подчеркнуть, что борьбу за чистоту рядов мы ведём бескомпромиссную. На сайте Генпрокуратуры открыта интернет-приёмная, а во многих региональных прокуратурах действуют «горячие телефонные линии», куда могут звонить граждане и рассказывать о тех сотрудниках прокуратуры, кто себя скомпрометировал. Но, к счастью, не они определяют лицо прокуратуры.
Абсолютное большинство нашего кадрового состава составляют люди, глубоко порядочные и профессиональные, искренне радеющие за дело, которому они служат. И не имеет значения, где они несут службу: на Крайнем Севере, Дальнем Востоке или Северном Кавказе, - важно то, что они добросовестно исполняют возложенные на них обязанности.
Поэтому сейчас у нас сформирован, как раньше говорили в провинции, реальный действующий резерв на выдвижение. И многие из этих резервистов дадут фору даже некоторым столичным мужам. Поэтому я думаю, что провинциализм - это не форма жизни, это форма мышления.