Когда речь заходит о «деле «Оборонсервиса», вспоминаются слова героя одного известного советского пластилинового мультфильма: «Я смотрю, в этой сказке, что хочешь, то и делается: то вроде лепится, а то не лепится».
Затишье перед бурей
Совсем еще недавно казалось, что для экс-министра обороны Анатолия Сердюкова «черная полоса» в жизни, продлившаяся целый год, завершилась.
В середине ноября стало известно, что он назначен на пост генерального директора Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения, входящего в корпорацию «Ростехнологии». На новом посту экс-министру поручено заниматься испытаниями военной техники, производимой на заводе «КАМАЗ».
Со стороны показалось, что опала для Сердюкова закончилась. В конце концов, вряд ли подобную должность могли доверить ненадежному человеку. Да и верная соратница Сердюкова Евгения Васильева, с которой обвинения не снимались, вместе с адвокатами выражала твердую уверенность в собственной невиновности, а заодно и в невиновности тех своих подельников и подельниц, кто успел дать на нее показания.
Активность Васильевой и ее защиты в СМИ многими трактовалась как признак того, что все «дело «Оборонсервиса» будет «спущено на тормозах».
Бастрыкин сказал – Бастрыкин сделал
Однако внезапно ситуация снова стала меняться. Началось с того, что глава СКР Александр Бастрыкин во время участия в круглом столе на юридическом факультете Парижского университета многозначительно заявил, что в статусе Сердюкова «скоро будут изменения, которые всех обрадуют».
Поскольку визит Бастрыкина во Францию сопровождался политическими протестами, этому его высказыванию не придали значения и, как оказалось, напрасно.
Утром 28 ноября на официальном сайте Следственного комитета РФ появилось сообщение о возбуждении уголовного дела в отношении Анатолия Сердюкова. Дело возбуждено по части 1 статьи 293 УК РФ («Халатность»). По данным следствия, Сердюков, будучи министром обороны, в устной форме поручил подчиненным построить дорогу на базу отдыха «Житное» за счет бюджетных средств. Помимо этого, по его распоряжению военнослужащими были проведены работы по обустройству территории базы. Нанесенный государству ущерб оценивается в 56 миллионов рублей.
Вопрос об избрании меры пресечения Сердюкову будет рассмотрен позднее. Официальный представитель СК Владимир Маркин заявили, что экс-министра уже уведомили о возбуждении дела и вызвали на допрос в качестве подозреваемого.
Для защиты Сердюкова такое известие явно стало неприятным сюрпризом. Поначалу адвокаты вовсе отрицали, что им поступало уведомление о возбуждении уголовного дела, затем сообщили, что повестка якобы поступила, но вызывается Сердюков в качестве свидетеля.
Тем не менее, по всей видимости, то, во что в России уже не верили, свершилось – Анатолий Сердюков получил уголовное дело, в котором он не свидетель.
Адвокат Сердюкова Константин Ривкин заявил ИТАР-ТАСС, что его подзащитный «конечно же, не признает никакую вину, об этом даже вопрос не стоит».
Всеобщее одобрение
Дело о базе «Житное» изначально рассматривалось экспертами как наиболее вероятное из тех, по которым Анатолий Сердюков может быть привлечен к ответственности лично. Однако первоначально найти в действиях экс-министра состав преступления следователям не удалось. На сей раз, однако, они пересмотрели свое мнение.
Мало того, источник в Следственном комитете не исключает, что обвинение может быть и пересмотрено в сторону более жесткого – вместо халатности речь может пойти о злоупотреблении служебными полномочиями.
На новости из СКР дружно отреагировали представители парламентских партий. Фракция КПРФ заявила о готовности организовать парламентское расследование деятельности Анатолия Сердюкова на посту министра обороны. Представители «Справедливой России» утверждают, что это не последнее дело против Сердюкова. Представитель ЛДПР, вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев высказал надежду, что вина Сердюкова будет доказана, и он понесет реальное наказание. Не осталась в стороне и партия власти. Заместитель секретаря генсовета «Единой России» Сергей Железняк заявил РИА Новости, что его партия надеется на возбуждение дел против Сердюкова и по другим эпизодам.
В общем, приходится констатировать, что «любовь» к экс-министру объединяет буквально всех.
Васильевой обещают смену обстановки
Можно только догадываться, с каким настроением узнала о деле в отношении Анатолия Сердюкова Евгения Васильева. Впрочем, у нее самой, кажется, намечаются очень серьезные проблемы. Активная кампания в СМИ, развернутая экс-чиновницей вместе с адвокатами, не осталась без внимания следствия.
Как заявил в интервью «Вестям FM» официальный представитель СКР Владимир Маркин, «общаясь с журналистами, она (Васильева – прим. ред.) таким образом и общается с фигурантами уголовного дела, подавая им определенные сигналы».
«Сигналы» эти следствию категорически не понравились. Настолько, что, по словам Маркина, следствие будет ходатайствовать в ближайшее время об ужесточении меры пресечения в отношении госпожи Васильевой. Причем речь идет не о сокращении прогулок и не об отмене иных радостей жизни, позволенных под домашним арестом, а, как выразился Маркин, «о другой мере». В переводе на русский язык это означает, что Евгения Васильева рискует сменить свою то ли 4-комнатную, то ли 13-комнатную квартиру на камеру в следственном изоляторе.
Таким образом, история, известная под общим названием «дело «Оборонсервиса», вышла на новый виток. Как говорится, продолжение следует.