Но, если эти анклавы каким-то образом отгородить и контролировать, проблему можно свести к минимуму.
- Нагляднее всего это происходит в США: «белые» жители бегут из района, если в нём насчитывается более 10% афроамериканцев, более 10-13% латиноамериканцев или более 3-5% китайцев. Появляется анклав, - рассказывает Игорь Кузнецов, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН. - В Европе уже сложились алжирские районы, как во Франции, турецкие, как в Германии, и т. д. В той же Москве есть районы, где пришлые составляют десятки процентов населения, и... ничего.
Дело в том, что в России граница «свой - чужой» проходит не по расе, не по национальности и не по вероисповеданию. У нас, например, есть «свои» мусульмане и «чужие» мусульмане, более того, есть «свои» русские и «чужие» русские. Граница идёт по манере поведения: вести себя надо «как все» конкретно в этом городе или районе. Во-первых, чрезвычайно открытая российская культура не терпит внутри себя закрытых, нарочито обособленных культурных пространств. Для нашего общества это самый главный раздражитель. Поэтому, к примеру, в Астрахани в список «своих» входят казахи. А в Якутии чужими, несмотря на разрез глаз, оказываются всегда создающие «чайна-тауны» китайцы. Тем временем в список «своих» нигде не входят и северокавказцы. Их этнокультурное обособление, трения с местными становятся чрезвычайно заметны, даже если их в городе - считаные доли процента.
Во-вторых, жёстким критерием для разграничения на «своих» и «чужих» становится культурная архаика. Люди с крайне архаичным воспитанием - неважно, выходцы из заграничной Средней Азии или с российского Северного Кавказа - оказываются «чужими». К примеру, наши женщины для них - шлюхи уже потому, что в их представлении женщины одеваться должны иначе, и точка. Соответственно, и ведут они себя с ними как со шлюхами. Но понимание этой проблемы даёт нам возможность наметить пути её решения. Так, по моим оценкам, до 20% мигрантов из республик Средней Азии сами бегут от архаики и, переезжая в Россию, готовы влиться в наше общество, не создавая никаких анклавов. Их дети легко интегрируются, если не попадают в «школьный анклав»: должно быть не более 5-10% таких детей на школу, из 30 детей в классе - трое максимум!
Остальные 80% узбеков, таджиков, киргизов приезжают лишь заработать - на новый дом, на свадьбу и т. д. Им просто не нужны никакая интеграция и контакты с местными. Если работодатель считает, что ему в качестве временных работников нужны мигранты на стройке или овощебазе, он должен там же создавать для них цивилизованные «вахтовые» городки со всеми необходимыми удобствами.
Естественно, такие городки, да и некоторые виды бизнеса, которые принято считать «вотчиной» тех или иных национальных групп, должны быть под пристальным контролем, чтобы обособление не усугублялось криминальным душком.