На прошлой неделе Манежная площадь в Москве уже традиционно оказалась оцеплена милицией. Власти пытаются не допустить рецидивов стихийного митинга 11 декабря. Совпадение или нет, но именно 11 февраля в Уфе прошло заседание президиума Госсовета на тему сохранения межнационального мира. «АиФ» попробовал разобраться, что делать с ростом ксенофобии в России.
Ситуация тревожная. Об этом говорят данные опросов общественного мнения. 47% граждан (ВЦИОМ) считают, что за 2010 год межнациональные отношения в стране ухудшились. 32% (ФОМ) думают, что «многонациональность» России скорее приносит больше вреда, чем пользы, а 24% испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности. 56% (Левада-центр) считают, что массовые кровопролитные столкновения на национальной почве возможны.
Судя по новостям, Россия не одинока в своих проблемах. На днях о провале европейской политики так называемой многокультурности (безусловной терпимости к инородцам, уважения их культуры, обычаев и т. д.) заявил президент Франции Николя Саркози. Кстати, с подачи президента во Франции недавно было запрещено ношение паранджи. Раньше в таком же провале своим гражданам признались премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и канцлер Германии Ангела Меркель.
«Многокультурность в Европе, - поясняет политолог Дмитрий Орешкин, - до сих пор понимали так: обретая новую родину, мигранты вправе полностью сохранять своеобычность. То есть говорить на своём языке, носить свою одежду и вообще вести себя так, как у них было заведено на старой родине. Результат - появление в европейских городах анклавов, в которых перестают действовать европейские законы, люди ничего не знают о стране пребывания, не говорят на языке этой страны, живут на пособия по безработице. А если им что-то не нравится, идут жечь машины и магазины, как это было в арабских пригородах Парижа».
Очевидно, что, говоря о многокультурности в России, мы имеем в виду нечто иное - право людей разных национальностей, издавна населяющих нашу страну, на сохранение своих традиций и культуры. Это удавалось нам на протяжении веков - и при царе, и при коммунистах.
Однако трудно отрицать: Россия, как и Европа в своё время, стала привлекательной страной для мигрантов - из бывших советских среднеазиатских республик. Их становится всё больше, многие пытаются получить российское гражданство, они также предпочитают селиться компактно, плохо говорят по-русски. Разница между людьми разных культур в нашей стране становится всё заметнее, когда речь идёт и о коренных народах Российской Федерации.
Стоит ли нам и дальше идти по европейскому пути, до поры до времени закрывая глаза на эту разницу? Или попытаться скрепить страну и построить единую нацию - российский народ? Но как это сделать? Среди предложений есть радикальные. Например, перекроить границы регионов, убрав из их названий ссылки на национальность коренных жителей. Кстати, графа «национальность» вполне безболезненно несколько лет назад исчезла из наших гражданских паспортов. Ещё одна идея - закрепить в Конституции статус русских в качестве государствообразующего народа.
Рассуждать о межнациональных отношениях до сих пор для одних у нас кажется неприличным, для других - вредным и разрушительным. Однако национальный вопрос в поле легальной политики вывел недавно сам президент. Кто и какой ответ на этот вопрос даст?
За
Игорь Лебедев: Русские должны быть первыми!
Некоторые национальные республики - особенно на Северном Кавказе - превратились в независимые государства, где их титульные нации имеют больше прав, чем остальные граждане страны. Читайте далее...
Против
Владимир Рыжков: Национальность ни при чём
Лозунг «Россия - для русских» - на самом деле призыв к возвращению России в границы XVI века, без Кавказа и Сибири. Читайте далее...
Коментарий «АиФ»
Среди политиков и экспертов согласие есть, пожалуй, только по одному поводу: тема межнациональных отношений становится одной из самых важных и имеет большой взрывной потенциал. «Национальную карту сегодня могут грамотно разыграть силы, заинтересованные в консервации инерционного курса 90-х годов, который ведёт страну к деградации, - рассуждает Юрий Крупнов, руководитель «Движения Развития». - Для этого националистов выпустят на сцену, доведут дело до этнических столкновений и затем под флагом борьбы с «русским фашизмом» закрутят гайки». «Отсутствие спокойного, вдумчивого и максимально широкого обсуждения ситуации, - обращает внимание на другую крайность Константин Крылов, политолог, - не даёт ничего, кроме повода радикалам и неонацистам предложить свой, известный вариант решения всех проблем...»
«Дмитрий Медведев затронул тему с опаской, - говорит Максим Кононенко, публицист. - Он произнёс слово «русские». Как быть, чтобы русские наконец перестали себя чувствовать обделёнными и чужими в своей стране? На мой взгляд, заявления президента означают и то, что г-н Медведев идёт на второй срок». «Болезненных проблем, связанных с межнациональными отношениями, три, - раскладывает ситуацию по полочкам Виктор Милитарёв, политолог. - Первая - неконтролируемая миграция из Средней Азии, в которой заинтересованы недобросовестные работодатели. Вторая - к расцветшему беспределу лучше всего оказались приспособлены выходцы из регионов, где коррупция и в советские годы была нормой. Третья - по слухам, для молодёжи с юга приехать в большие города бить «русню» становится чем-то вроде проверки на зрелость. Соблюдать права граждан, бороться с коррупцией и судить бандитов вне зависимости от национальности - это и будет почти весь ответ на национальный вопрос. Русские хотят не крови, а закона и справедливости».
Конкретные предложения звучали и на заседании Президиума Госсовета в Уфе. Так, президент Дмитрий Медведев заявил, что нельзя допускать к работе в школах уже судимых за преступления межэтнического характера. Президент подтвердил, что при формировании органов власти кое-где существуют негласные национальные ограничения, и потребовал предложений по искоренению «перекосов». А ещё предложил создать в регионах рабочие группы из представителей разных конфессий. Ростовский губернатор В. Голубев сказал, что нужно поддерживать русские поселения на Кавказе...
Между тем каждая страна в разрешении межнациональных конфликтов идёт своим путём, говорит Эмиль Паин, директор Центра этнополитических и региональных исследований. Но работающий рецепт в мире один: «Кроме законов должны быть и правила гражданского сожительства - разделение на публичную и частную сферу. И в публичной нормы поведения должны быть одинаковы для всех, невзирая на культурные и религиозные особенности».
Правила - это, конечно, хорошо. Только как заставить «сожителей» их соблюдать?