— …Как только началась Первая мировая война, езиды без колебаний встали на сторону России. Во многих селениях на востоке Османской империи они разоружали турецкие гарнизоны, жители выносили русским солдатам хлеб-соль, приветствуя их как освободителей, а езидские военные части отказывались сражаться против российской армии. Командир полка османской конницы, курд-езид Джангир-ага, в мае 1915 года вместе со своими бойцами (и четырьмя другими полками с езидскими офицерами Сардар-беком, Осман-агой, Наджид-беком и Хусейн-беком), пулемётами и пушками перешёл на сторону Российской империи, повернув оружие против турецких войск. За всю войну езиды не сделали ни одного выстрела в направлении вашей армии: именно за это нас и начали убивать, пытаясь уничтожить как народ. По сути, сотни тысяч езидов погибли от рук османов за любовь к русским — в России этого не знают.
Братство «лесных детей»
Представитель езидской диаспоры Тахсин Хан уже 40 лет живёт в Германии, однако периодически посещает юг Турции, а именно — провинцию Мардин, проведать могилы предков. Хотя, если выражаться точнее, то, что от них осталось. 1 мая 1915 года деревня его бабушки (расположенная неподалёку от города Нусайбин) была полностью уничтожена. Дома сравняли с землёй, не пощадили даже местное кладбище — останки покойников вырыли из могил, свалили в кучу и подожгли: лишь несколько детей спрятались в лесу. Они своими глазами видели, как турецкие аскеры бросали живых людей в огонь к мертвецам, «в очередь» насиловали женщин, а затем перерезали им горло. «Бабушка после этого зрелища на шесть месяцев потеряла дар речи, — рассказывает Тахсин Хан. — Всего в деревне тогда погибло две тысячи человек. Вместе с десятком других детей бабушка пряталась в лесу целых три года, ведя звериный образ жизни: дети плели из травы силки на зайцев, питались кореньями, зимой глодали кору с деревьев». Впоследствии половина «лесных детей» уехала жить в Армению и Грузию, другая половина — в новообразованное государство Ирак. «Проблема в следующем — мы точно не знаем, сколько беженцев оказалось на российском, а затем уже советском Кавказе, — объясняет Тахсин Хан. — Десяткам тысяч езидов впоследствии присвоили армянские и грузинские фамилии, и затем они попали в списки как армяне, пережившие геноцид».
…18 июня на езидском кладбище в Тбилиси весьма многолюдно — не протолкнуться. Представители духовных каст езидов (они подразделяются на шейхов, пиров и факиров) молятся на могилах усопших и поют грустные песни. Так собираются каждый год, отмечая годовщину геноцида, — ведь почти у каждого езида тогда погибли родственники: в Турции, в Ираке либо Сирии. «Мои предки жили возле города Эль-Камышлы, и из семьи в пятнадцать человек уцелел только один, — вспоминает Александр Циранян, разливая по стаканам йогурт с зеленью — поминальный напиток езидов. — Османские войска даже не принимали участия в «кровавой бане», всех перебили соседи — крестьяне, которые пошли по домам с ножами, а потом разграбили имущество погибших. Сегодня наш день скорби: мы вспоминаем тех, кто похоронен здесь, и тех, кто умер тогда. Выживших ведь почти не было — селения езидов в Месопотамии превратились в «землю мёртвых».
— …Для семьи моих предков всё произошло внезапно, — рассказывает житель Тбилиси Миша Дарвешов. — Весной 1915 года в деревню Хаджали Ванского вилайета ворвались курды-мусульмане и турецкие аскеры, начав убивать мужчин и насиловать женщин. Уцелевшие сельчане побежали к всадникам Джангир-аги, который отводил людей к городу Баязет. По дороге погибло множество стариков и детей, а при переправе через реку Аракс и вовсе утонули тысячи. Только наша семья лишилась пятерых человек, плюс семеро двоюродных братьев дедушки полегли на поле боя. Мои родные оказались в Армении, где поселились в заброшенной деревне, впоследствии перебрались в Тбилиси — там было больше возможностей выжить. Местные жители приняли беженцев хорошо, помогали им, чем могли, предоставив подвальные помещения и хоть какую-то еду. В каждой семье езидов вы услышите такой рассказ. Фактически, наш народ уцелел чудом.
Жертвы в развалинах
…Самое чудовищное — ровно через сто лет после этой жуткой резни курды-езиды вновь оказались на грани выживания. Боевики организации «Исламское государство»* объявили на них настоящую охоту в Сирии и Ираке — как на «еретиков и дьяволопоклонников». Тысячи человек были убиты террористами при захвате сёл у горы Синджар, десятки тысяч взяты в заложники, большинство покинуло места своего проживания. Страшный парадокс истории — сейчас бежавшие из Ирака езиды занимают в южной Турции те самые развалины пустующих деревень, в которых лишь век назад проживали их предки, уничтоженные в 1915 году турецкой армией и местными погромщиками. Один из таких стихийных лагерей находится вблизи города Ширнак — там обосновались около трёх тысяч иракских езидов, не имея никакой помощи со стороны властей Турции, существуя лишь на подаяния местных бизнесменов. «Полный кошмар — получается, мы бежали из одного места, где нас убивают, в другое место, где нас ещё раньше убивали без всякой жалости, — не сдерживая слёз, рассказывает мне 74-летний Амин, в прошлом августе живший в Синджаре. — Я не хочу возвращаться в Ирак, я не собираюсь оставаться в Турции — тут земля пропитана кровью езидов. Я был бы рад, если бы меня и моих внуков приютили Европа либо Россия — как в прежние времена». На Евросоюз у езидов надежды мало, а турецкие чиновники не выпускают их из лагерей, держа там, словно в тюрьме.
«Страдания лишь в памяти»
— …В 1990 году я впервые приехал в Турцию, в окрестности города Карс, на место рождения своей бабушки, — вздыхает бизнесмен Амирхан Мори. — И знаете, когда я увидел руины, как это принято говорить, родового гнезда, у меня сердце сжалось, слёзы выступили. Да, я родился в Советском Союзе, и я люблю Россию… но, понимаете, вот тут мог быть мой дом. Мои родные, как и сотни тысяч убитых тогда езидов, никому ничего плохого не сделали, а их зарезали равнодушно, словно кур на обед. К сожалению, они не знают покоя и в могилах — вандалы часто оскверняют захоронения погибших, думая найти среди костей езидов драгоценности или золотые монеты. Рядом находилась бывшая армянская церковь, её переделали в мечеть, установив громкоговорители для мусульманской молитвы, хотя это древнейший храм. Наш народ разорвало между разными странами. Увы, не только Турция, даже государства, аналогично пострадавшие от османской резни во время Первой мировой войны, — Армения и Греция, не спешат признать факт геноцида, почти уничтоживший целую нацию. Страдания езидов остаются только в памяти и легендах, из поколения в поколение.
…Со времени массового убийства курдов-езидов в Османской империи прошло целых сто лет. Факт геноцида армян признали 27 государств, факт геноцида понтийских греков — 4 страны, факт геноцида христиан-ассирийцев — Швеция и Армения. Установлены монументы в память о кровавой попытке османов уничтожить эти народы. И только в случае езидов никто (даже наиболее пострадавшая тогда Армения) не признаёт резню, нигде не существует памятников жертвам геноцида. Правильно ли так поступать? Конечно, нет. «Ставить здесь религиозные различия — кто христианин, а кто не христианин — я считаю неуместным, — заявила депутат Национального собрания Армении Наира Зограбян. — Геноцид — это геноцид, независимо от того, в отношении кого он был совершён. Я призываю парламент обратить внимание на преступления против езидов». Свою точку зрения могла бы высказать и Россия. В своё время поддержав нашу армию в войне, отказавшись стрелять в русских солдат, маленький народ истёк кровью под ножами османских аскеров. И по крайней мере сейчас можем просто сказать езидам спасибо за их поддержку. Даже спустя 100 лет это ещё не поздно.
* Террористическая организация, деятельность которой на территории РФ запрещена решением Верховного суда