Есть вещи, которые можно назвать знаковыми для той или иной эпохи. А есть вещи, которые, появившись однажды, способны проходить через самые мощные исторические потрясения, но сохраняя свою узнаваемость.
Дефицит информации
Программа «Время» была настоящим брендом советского телевидения. Без ее просмотра не обходился день как обычного колхозника, так и Генерального секретаря ЦК КПСС. На протяжении последних 23 лет существования СССР «Время» являлось главным источником информации о стране и мире для десятков миллионов людей от Калининграда до Владивостока. И, что удивительно, «Время» пережило даже смену политической формации.
Впервые позывные «Времени» прозвучали в 20:30 1 января 1968 года. И это произошло, что называется, по просьбам зрителей.
Как ни странно это прозвучит, но в 1950-х-1960-х годах информационная составляющая советского ТВ уступала развлекательной. КВН впервые появился в эфире в 1961 году, «Голубой огонек» — в 1962-м, «Спокойной ночи, малыши!» — в 1964-м. В 1960-х годах советский телезритель наслаждался «Кинопанорамой», «Клубом путешествий», а вот новостная составляющая была слабой.
Об успехах в строительстве социализма и освоении космоса гражданам сообщали 15-минутные «Теленовости». С начала 1960-х была еженедельная обзорная передача «Эстафета новостей», поначалу очень популярная, но затем откровенно поднадоевшая зрителям.
Принципы товарища Летунова
«Время» должно было закрыть эту брешь. Но поначалу программа была совершенно не такой, какой она прославилась. 30-минутный вечерний выпуск новостей без ведущего, выходящий пять раз в неделю — таким «Время» запомнили первые зрители.
В 1969 году главным редактором Главной редакции информации Центрального телевидения СССР был назначен Юрий Летунов. Это был необычайно талантливый журналист и организатор. Он освещал полеты первых советских космонавтов, сам претендовал на полет на орбиту, с нуля создал радиостанцию «Маяк».
Возглавив информационное вещание на ТВ, он взялся за перестройку «Времени». Во-первых, Летунов добился того, что программа стала выходить в фиксированное время — ровно в 21:00. Кому-то это казалось несущественной мелочью, но журналист знал, что зрителя нужно приучать к тому, что нужную ему передачу он сможет увидеть всегда в определенное время, подстроив под это свой собственный график.
Во-вторых, он ввел в кадр дикторов, считая, что так восприятие новостей получается более доверительным. В-третьих, Летунов придумал структуру «Времени» — сначала главные новости внутренней политики, затем экономика, потом международные события, культура, спорт и погода. Слабостью руководителя были новости о космических успехах — они могли подвинуть даже внутреннюю политику, тем более, что нашим победам на орбите советские лидеры всегда придавали особое значение.
В-четвертых, Летунов добивался оперативности — съемочные группы должны были передавать материалы максимально быстро, насколько это было вообще возможно в тех технических условиях. Здесь у главы советского информационного вещания приоритеты были наравне с западными коллегами.
Кириллов все расскажет
Летунов перевел студию «Времени» с Шаболовки в новый телецентр в Останкино. С 1970 года зрители получили возможность смотреть программу в цветном формате.
С самого начала в программе «Время» шла борьба между журналистами и дикторами. Первые рвались сами вести программу, но с умением держаться в кадре, а также с правильным произношением у них были проблемы.
Иное дело дикторы — отличный русский язык, безукоризненный вид, строгое следование тексту на бумаге.
Дикторы работали в жестких условиях — каждая ошибка в букве или неправильно поставленное ударение считалось грубым ляпом. Впрочем, это было еще не самое страшное. Выдать в эфир что-то политически ошибочное — вот это была бы катастрофа.
Популярность дикторов была высока, но первым среди равных был Игорь Кириллов. Ученик самого Юрия Левитана, Кириллов был словно создан для озвучивания важных правительственных сообщений, а также самых ярких новостей страны.
Когда-то он вел «Голубые огоньки», но с приходом во «Время» от веселья и иронии пришлось отказаться. В 1970-х – 1980-х Кириллов и «Время» стали информационным лицом Советского Союза, по которому за рубежом судили о происходящем в стране.
Те, кто начинал работать в кадре программы «Время», были обречены на популярность — Нонна Бодрова, Анна Шатилова, Вера Шебеко, Виктор Балашов… Внимательно следили за блоком новостей спорта, который вели Николай Озеров, Евгений Майоров, Евгений Зимин, Анна Дмитриева, Нина Еремина.
«Две программы сразу я отсматривать не смогу»
Высшим пилотажем в эфире у дикторов считалось растягивание чтения тех или иных новостей — так приходилось делать, когда ждали срочных новостей с телетайпа ТАСС, а они не поступали. При этом важнейшую информацию часто приходилось читать с листа, а малейшая оговорка, как уже говорилось, была чревата последствиями.
До 1990 года программа «Время» выходила сразу по Первой и Второй общесоюзным программам. Всесильному главе Гостелерадио Сергею Лапину предложили выпустить еще одну информационную программу, чтобы разнообразить эфир.
«Нет, две программы сразу я отсматривать не смогу», — возразил Лапин, проводивший на телевидении политику жесткой цензуры.
Новые времена
Новые времена, появление программы «Вести», распад СССР привели к тому, что некоторые сочли «Время» пережитком прошлого. С осени 1991 по декабрь 1994 года программы под названием «Время» в эфире не было.
Вот только задумка «отца-основателя» Летунова сработала гениально — зрители были убеждены, что новости в 21:00 могут быть «Временем» и только «Временем». В декабре 1994 года телевизионные боссы сдались, вернув и название «Время», и гениальную музыку Георгия Свиридова на заставке.
Программа «Время», как и страна, переживала разные периоды. И сейчас поколение тиктока снова пророчит конец и «Времени», и всему телевидению в целом, как пережиткам прошлого.
Но что-то подсказывает, что могут меняться площадки и форматы, ведущие и рубрики, а само «Время» останется.
И оно еще расскажет нам о высадке российских космонавтов на Марсе, как мечтал гений и романтик Летунов.