Примерное время чтения: 8 минут
5852

Игорь Кириллов: «По-моему, сегодня у нас слишком много свободы»

Игорь Кириллов.
Игорь Кириллов. www.russianlook.com

1 января 1968 года впервые в эфир вышла программа «Время». О том, как изменилась информационная программа за эти годы, а также о том, что сейчас происходит на телевидении и в обществе, рассказал самый известный диктор «Времени» — Игорь Кириллов.

Досье:
Игорь Кириллов родился в 1932 г. в Москве. Народный артист СССР. Лауреат Госпремии СССР. Окончил Высшее теа­тральное училище им. Щепкина. Начал работу на ТВ в 1957 г. Более 30 лет был диктором программы «Время».

Эпоха перемен

Владимир Полупанов, «АиФ»: Игорь Леонидович, телевидение часто ругают. Как вам кажется, есть за что?

Игорь Кириллов: Не надо его ругать. Телевидение отражает то, что происходит в нашей жизни. А переживаем мы сейчас то, о чём Конфуций сказал: «Не дай вам Бог жить во времена перемен». Особенно жаль молодёжь, которая начинает свой жизненный путь в эпоху перемен. Больше всего меня беспокоит то, что общество у нас разделилось на два противоположных лагеря — очень богатых и бедных людей. Самое страшное — то, что бедных очень много.

— А разве во времена СССР не так было — узкая прослойка (партноменклатура) жила припеваючи, а всё остальное население было нищим?

— Номенклатура, бесспорно, жила хорошо. Мне приходилось бывать на Украине, в Белоруссии, Казах­стане, Таджикистане, и я не видел там откровенной нищеты. Люди получали бесплатное жильё, причём не только высоко­поставленные чиновники, но и представители рабочего класса. В благополучных совхозах государство давало труженикам великолепные дома — видел это своими глазами на той же Украине. Руководство страны пеклось о простых гражданах. И это была реальная забота о рабочем человеке. Не помню в советские времена такого, как сейчас: едешь по деревне, а её почти нет — разруха и безнадёга. Даже дороги, которые, конечно, в советские времена оставляли желать лучшего, всё равно были качественнее: например, из Вологды в Москву ездил на машине с большим удовольствием.

Главный режиссер отдела дикторов Центрального телевидения Игорь Кириллов следит за работой подопечных. 1973 год
Главный режиссер отдела дикторов Центрального телевидения Игорь Кириллов следит за работой подопечных. 1973 год. Фото: РИА Новости/Лев Носов

И когда встречался со зрителями в провинции, то вопросы, которые звучали, были умными, нелицеприятными и жёсткими. Люди достаточно свободно себя ощущали на таких встречах, где не было камер. И самое главное — чувствовалось искреннее единение. Неважно, кто ты — таджик, киргиз, узбек, армянин, грузин, ко всем относились одинаково доброжелательно. В любом, даже самом отдалённом азиатском ауле была своя библиотека, клуб. И благодаря тому, что существовали эти очаги культуры, общий её уровень даже в республиках Средней Азии был очень высоким.

— Нынешнему телевидению достаётся и за то, что оно сильно ретуширует реальность, не всё показывает. В программе «Время» сегодня, как и в советские времена, про власть — либо хорошо, либо никак.

— Но в отличие от советских времён, первых лиц показывают не в начале программы «Время», а ближе к середине. Это уже большой шаг вперёд в сторону демократии и свободы. Я не вижу такого «ретуширования» действительности, какое было в советское время. Тогда мы жили по двойным стандартам: одно говорили на кухнях, другое — на собраниях и с экранов. Поэтому, когда сегодня некоторые оппозиционеры кричат, что у нас нет свободы, что у нас цензура, это просто смешно слышать.

Дикторы Центрального телевидения Игорь Кириллов и Нонна Бодрова. 1977 год
Дикторы Центрального телевидения Игорь Кириллов и Нонна Бодрова. 1977 год. Фото: РИА Новости/А.Агеев

По-моему, у нас сегодня слишком много свободы. Поэтому и деградируют искусство, образование, наука и т.д. Излишняя свобода без ограничений приводит к вседозволенности. А раньше, когда все виды искусства находились под прессом идеологии и цензуры, художники, стараясь вырваться из этих тисков, искали особые формы (использовали эзопов язык, метафоры) и создавали великолепные произведения в театре, литературе, кино.

И о Хрущёве хорошо

— А сегодня вранья и фальши на телевидении, по-вашему, больше, чем в советские времена?

— Не вижу такой уж откровенной фальши или не чувст­вую её. Потому что читаю ещё и газеты и всегда сопоставляю с тем, что вижу по телевизору. Единственное, что мне не нравится на современном телевидении, — это то, что информационные телеведущие не предлагают мне как зрителю свою оценку событий. Всё-таки зритель должен чувствовать сопереживание. И важно не просто выразительно прочитать то, что тебе вывели на суфлёр, а обязательно с подтекстом: «А вы сами как думаете? А вы как считаете?»

Игорь Кириллов и Анна Шатилова
Игорь Кириллов и Анна Шатилова. Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Меня очень тяготило бремя так называемого «кремлёвского диктора». И однажды я попросил главу Гостелерадио С. Г. Лапина освободить меня от него. «Перечитайте Салтыкова-Щедрина, — ответил он, — и поймёте, что с давних времён в русском общении важно не то, что вы говорите, а то, что за этим стоит». Я внимательно перечитал Салтыкова-Щедрина и попытался пере­нести междустрочную иронию великого писателя в работу на программе «Время». Но, очевидно, несколько «перебрал». Ибо вскоре получил пару писем от особо внимательных зрителей-художников, которые писали: «Товарищ Кириллов, такого-то числа вы читали постановление ЦК КПСС, а в глазах у вас было нечто иное» (смеётся).

— По-вашему, идеология — это зло или благо для общества?

— Идеология объединяла весь советский народ в одну общ­ность. Мы верили в одни и те же идеалы, может быть, призрачные — «развитой социализм», — но эта вера сплачивала нас.

 Над советскими генсеками сегодня иронизируют. Вы считаете, они того заслуживают?

Орден За заслуги перед Отечеством IV степени Игорь Кириллов получил из рук Владимира Путина
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени Игорь Кириллов получил из рук Владимира Путина. Фото: РИА Новости/Дмитрий Астахов

— Не знаю. Я старался не знакомиться с ними, хотя были возможности. Нас часто приглашали на кремлёвские банкеты, но я всячески избегал этого (у меня эфир, извините, не могу). Ко мне как-то в Белоруссии после встречи со зрителями подошёл человек и спросил: «Почему вы о Горбачёве говорите так же хорошо, как и о Брежневе?» «Вы знаете, я ещё так же хорошо говорил и о Хрущёве», — ответил я. С помощью фантазии я идеализировал их, но в достаточной мере, чтобы не быть подхалимом и чтобы передавать уважение к ним зрителю. Такова наша профессия.

Материал впервые публиковался 25 сентября 2013 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах