Примерное время чтения: 6 минут
5047

Ирония судьбы. К чему привёл запрет Петра I на каменное строительство

Приключения Жени Лукашина, перепутавшего свой московский дом с точно таким же ленинградским, восходят к тому самому указу Петра I о запрете каменного строительства...
Приключения Жени Лукашина, перепутавшего свой московский дом с точно таким же ленинградским, восходят к тому самому указу Петра I о запрете каменного строительства... Коллаж АиФ

310 лет назад, 20 октября 1714 года, увидел свет очередной странный указ Петра I, на этот раз касающийся не формы одежды или регламента растительности на лице, а строительства.

Согласно этому указу, на территории всей страны запрещалось любое каменное строительство. Исключение — новая столица. В Санкт-Петербурге строить из камня не запрещалось. Напротив — предписывалось. Желательно — побольше и поскорее.

Впрочем, странным этот указ кажется только нам. Пётр, будучи большим поклонником философов-механицистов, вслед за ними считал, что любые общественные явления подобны механизму — стоит лишь издать соответствующие распоряжения и проследить за их исполнением, как механизм будет работать без сбоев.

О том, что всё устроено немного не так, царь-плотник и слушать не желал. Хотя реальная жизнь постоянно сталкивала Петра с конкретными примерами, которые опровергали его стройное, но совершенно идеалистическое восприятие мира. Скажем, мы привыкли считать, что его распоряжение о введении в обиход немецкого платья пусть и с плачем и скрежетом зубовным, но всё же исполнялось, потому что как же иначе?

Соответствующий указ царя Петра «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов» датируется 1698 годом. А вот подмётное письмо, написанное десять (!) лет спустя неким анонимным автором: «Бояре указу твоему об иноземном платье не послушны. Как ты приедешь к Москве, все бояре ходят в немецком, а без тебя — в русском. И указу твоего ни во что не ставят!» Налицо то, что официальной речи принято называть «имитацией исполнения», а в обиходе — попросту туфтой.

Нечто похожее случилось и с запретом Петра на каменное строительство где-либо, кроме Петербурга. Вообще-то царь действовал строго по линейной логике механицистов. Если запретить каменное строительство везде, кроме новой столицы, то можно достичь сразу нескольких целей. Во-первых, обеспечить приток в Петербург квалифицированной рабочей силы — им же кроме как в Питере работать-то и негде! А во-вторых, подстегнуть переселение русского обеспеченного общества на берега Невы — если вдруг кому-то захочется возвести для своей семьи каменные палаты, то сделать это можно опять-таки только здесь. А, главное, в этой схеме нет прямого принуждения — палками в Петербург никого вроде не загоняют, всё добровольно...

По идее, уже через несколько лет новая столица должна была преобразиться и украситься многочисленными каменными строениями. Но всё пошло через пень-колоду. Нет — какое-то количество мастеров каменных дел в Петербург всё-таки прибыло. И тут обнаружилось, что строить они, может, и готовы, да вот незадача — на этих болотах нет камня, который можно было бы добывать в промышленных масштабах.

Пётр упрямо продолжал гнуть свою линию и пытаться исправить ситуацию принятием новых законов. Был издан указ, согласно которому всякий, въезжающий в Петербург, должен был заплатить «каменный налог». Причём натурой, то есть предоставить в распоряжение города около 70 кг камня...

В середине прошлого столетия был распространён способ отъёма денег у населения, который нельзя назвать законным, но и совсем уж уголовщиной он тоже не являлся. Группы молодых людей, желающих побыстрее насшибать на бутылку, разработали интересную схему. Брался обычный кирпич, после чего в переулке или подворотне эта группа тесно обступала какого-нибудь ротозея, обращаясь к нему с просьбой: «Дядя, купи кирпич!» Как правило, «дядя», опасаясь мордобоя, кирпич покупал, причём грабежом это назвать было нельзя, налицо ведь реальная сделка — деньги отдавались за товар...

Ровно то же самое расцвело на дорогах в предместьях Петербурга, куда расторопные деляги принялись свозить камень. Именно в предместья, а не на строительство каменных домов в самом городе. Потому что там заплатят по рыночной стоимости. А здесь цену можно поднимать почти беспредельно, поскольку согласно царскому указу ты в город не въедешь, пока не отдашь семьдесят кило камня.

Типовая застройка, показанная в фильме «Ирония судьбы, или с лёгким паром».
Типовая застройка, показанная в фильме «Ирония судьбы, или с лёгким паром». Кадр из видео

Окончательный итог всему этому безобразию подвела «дщерь Петрова». Императрица Елизавета в 1741 году дала указание Сенату ещё раз, но уже обстоятельно, изучить вопрос. И вот каким было решение: «Каменного строения во всём государстве запрещать не надлежит, ибо от того запрещения успеха в здешних строениях быть не может...»

А вот промежуточный итог оказался любопытнее. Пётр, будучи человеком крайне упрямым, «сдавать назад» не желал, и своего указа не отменял. Но сумел пойти на компромисс и устроить нечто вроде имитации — как исполнения своего распоряжения, так и каменного строительства в новой столице. Архитектор Доменико Трезини разработал проект, который действительно преобразил город. К 1724 году было возведено более 6 тысяч домов, внешний вид которых даже не говорил, а кричал: «Петербург выстроен из камня!» Однако по факту это были глинобитные строения на деревянном каркасе, лишь декорированные под кирпич и камень.

Причём Трезини создал четыре основных типа зданий, и Петербург принял вполне упорядоченный вид. Тем самым была заложена традиция типовой застройки вообще всех городов, что спустя несколько столетий нашло отражение в главной новогодней комедии — фильме «Ирония судьбы, или с лёгким паром». Приключения Жени Лукашина, перепутавшего свой московский дом с точно таким же ленинградским, восходят к тому самому указу Петра I о запрете каменного строительства...

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах