Москва - уникальный архитектурный заповедник. Более чем 8 тысяч старинных построек - от зданий с блистательным древнерусским каменным узором до невнятного глобалистского постмодернизма. Мы начинаем прогулки по столице, знакомящие с основными архитектурными стилями.
На старинных гравюрах Кремль сияет белизной. Не потому ли Москву именуют Белокаменной? 600 лет назад образ понимался буквально: столица Руси вся отсвечивала белым камнем.
615 лет назад Евдокия, вдова Дмитрия Донского, повелела заложить в Кремле церковь Рождества Богородицы на Сенях ➊. Сегодня это сооружение, упрятанное в комплекс Большого Кремлёвского дворца, - древнейшее белокаменное в столице.
Сколько было Успенских соборов?
Белый камень, точнее - доломит или песчаник, добывали в береговых откосах Волги и Оки. По мере того как Русь превращалась в XII в. из враждующих княжеств в единое государство, возведение ключевых зданий из камня выражало растущую мощь страны.
Да и время было такое: в Европе господствовал романский стиль, а на юге Франции уже изобрели готику - стиль высоченных порталов, колонн, возносящих взгляд и мысль в Божественное поднебесье. Оба этих стиля требовали исключительно камня.
Европейцы обходились лежавшим под ногами гранитом, а на Руси сподручней было вырубать белый камень. Благо добывался он легко и обжигался прямо возле карьеров.
Технология «вязки» кирпичей пришла на Русь в конце XV века, а класть тяжёлый белый камень подобно кирпичам не удавалось. Использовали забутовку: промежуток внутри двух стенок заваливали битым камнем, щебнем и даже мусором.
Во Владимире и Суздале уже высились великолепные белокаменные соборы, когда стараниями Юрия Долгорукого и его наследников Москва начала заменять деревянные храмы на каменные.
Поддержание свода - главная инженерная проблема, решить которую не удавалось почти два столетия. Ещё не было сопротивления материалов - инженерных расчётов конструкций на прочность, поэтому здания во время строительства то и дело складывались, как карточные домики.
Скажем, первый Успенский собор в Кремле ➋, построенный при Иване Калите в XIV в. по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, рухнул так же, как прототип. Но если Георгиевский всё же восстановили из развалин, то Успенский Ивану III пришлось в 1472 г. строить заново. За два года возвели «коробку», но она снова сложилась. Летописец свалил вину на землетрясение, однако современные сейсмологи сомневаются. Князю ничего не оставалось, как выписать инженера из Венеции. Аристотель Фиораванти разобрал руины и отстроил собор с нуля. На сей раз успешно. Правда, в 1624 г. из-за угрозы обрушения сводов их разобрали и сложили заново.
Кроме двух Успенских соборов рухнули, не простояв и нескольких десятков лет, церкви Спаса на Бору, Иоанна Лествичника, своды Благовещенской и Рождественской церквей, а собор Вознесенского монастыря разобрали за считаные дни до обрушения.
Другие сооружения Кремля ➌ - Благовещенский и Архангельский соборы, церковь Ризоположения, колокольня Ивана Великого с Филаретовской звонницей, Грановитая палата - построены на рубеже XV–XVI вв. итальянскими зодчими, накопившими инженерный опыт. Ни одно из них не завалилось.
Русские против итальянцев
Современницей третьего по счёту Успенского собора оказалась церковь Трифона в Напрудном (ул. Трифоновская, 38) ➍. Чтобы первый на Руси бесстолпный храм не стал грудой щебня, неизвестный зодчий поставил над сводом не каменную главу, а облегчённую кирпичную. Фасады церкви завершают щипцы в форме трёхлепестковых криволинейных треугольников, что напоминает храмы Великого Новгорода. Крохотная звонница, установленная под углом на крыше, также типична для северных русских городов.
Настоящий шедевр белокаменного московского зодчества - собор Андроникова монастыря (Андроньевская пл., 10) ➎. Три разновысокие апсиды (алтарные помещения, полукружиями выступающие на внешней стороне храма) и килевидные кокошники (декоративные элементы наружной стены) придают собору стройность и устремлённость ввысь, впервые в московском зодчестве определив ярусный силуэт, через пять столетий усиленно повторённый в знаменитых сталинских высотках.
Однако определением «Белокаменная» столица всё же обязана не столько храмам, сколько стенам и башням Кремля, возведённым из белого камня в 1367 г. при Дмитрии Донском, а также стенам Белого города (конец XVI в.), скорее кирпичным, чем белокаменным, но выбеленным известью так, что сохранялась иллюзия белого города.
В то же время - конец XV - нач. XVI в. - построены белокаменные храмы в ближнем Подмосковье: собор Саввино-Сторожевского монастыря и Успенский собор, «что на Городке» в Звенигороде, церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище в Коломне, в селе Каменское близ Наро-Фоминска. Каждое из них - инженерная победа русских мастеров, ведь итальянцев в глухих углах не было, а храмы между тем устояли.
В XVI в. более удобный и дешёвый кирпич окончательно вытеснил белый камень, оставив ему место лишь в фундаментах и цоколях зданий, а также в колонках, пилястрах, наличниках и рельефных украшениях фасадов.
Лишь в редких случаях белый камень использовался как конструкционный материал: в церкви пос. Быково (по Казанской ж/д), приписываемой Василию Баженову, и в храме села Дубровицы (в черте г. Подольска) - обе возведены в конце XVIII в. Но это был скорее ностальгический возврат в золотой век русского зодчества.