Трудно переоценить значение для России Успенского собора Московского Кремля. Многие века он был одним из центров духовной жизни страны. Здесь не просто проходили службы, здесь венчали на царство великих князей, короновали императоров, оглашали законы, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов. Без преувеличения можно сказать, что если Московский Кремль — сердце России, то Успенский собор — сердце Кремля. 535 лет назад была освящена одна из главных святынь России.
Неклеевитая известь
Первый каменный собор Успения Пресвятой Богородицы был построен на месте привычного нам Успенского в 1326 году, а до того здесь была деревянная церковь. Тот собор мало напоминал современный: кладка производилась из грубо обработанных кусков белого камня, а венчали сооружение кокошники. Но храм всё равно поразил современников, и в первую очередь тем, что был первым каменным собором в Москве.
Однако русские технологии строительства того времени не позволяли создавать строения, которые могли бы простоять несколько веков. При Иване III в 1471 году собор представлял собой уже довольно печальное зрелище и мог вот-вот упасть: его стены приходилось подпирать брёвнами. Такая постройка совершенно не соответствовала статусу главного храма империи, которую создавал Иван III. Этот самодержец, хоть и не отличался большими победами на поле битвы, как многие другие российские правители, но смог объединить русские земли, окончательно освободить их из-под власти ордынских ханов.
Именно с Успенского собора Иваном III было решено начать обновление Руси. Проект нового храма был амбициозен: высочайшим повелением царь приказал построить в Кремле собор, который по форме соответствовал бы Владимирскому Успенскому собору, но был значительно больше: по высоте новое строение превышало 35 метров. Строить храм было поручено мастерам Кривцову и Мышкину в 1472 году.
Службы в строящемся храме не останавливались: в алтаре была установлена деревянная церковь, в которой Иван III венчался с византийской принцессой Софьей Палеолог. К весне 1474 года стены были готовы, и строители начали возводить своды, но случилась трагедия: обрушилась вся северо-западная часть здания. В летописях причиной обрушения считается «трус» — землетрясение.
Для многих набожных людей того времени это было плохим предзнаменованием, но Иван III предпочёл опираться на факты. Для расследования были приглашены мастера из Пскова, которые назвали причиной обрушения «нетвёрдый камень» и «неклеевитую известь». В результате Кривцов и Мышкин были отстранены от строительства, а о дальнейшей их судьбе ничего не известно.
Приключения итальянца в России
Иван III поручил строительство собора псковским мастерам, но те, не желая повторить судьбу Кривцова и Мышкина, отказались. В итоге царь поручил русскому посольству найти и пригласить архитектора из Италии. Выбор в пользу итальянских зодчих был не случаен: они считались одними из лучших в мире, и поэтому найти того, кто согласился бы поехать, пусть и за огромные по тем временам деньги (10 рублей в месяц), в заснеженную Россию, оказалось непросто. Однако через некоторое время поиски всё же увенчались успехом: болонский мастер Аристотель Фиораванти принял приглашение русского царя. Помимо материального вознаграждения, этому способствовало два фактора. Во-первых, женитьба Ивана III на византийской принцессе несколько подняла российское государство в глазах мирового сообщества, а во-вторых, Фиораванти необходимо было покинуть родину из-за проблем с законом.
Итальянец происходил из семьи болонских архитекторов, а выучившись ремеслу, занимался больше инженерными работами: выпрямлял крепостные стены, строил судоходные каналы, наплавные мосты и другие сооружения. В 1473 году его арестовали в Риме по обвинению в чеканке фальшивых монет или их распространении, и в итоге он был уволен с должности архитектора болонской коммуны, несмотря на то, что обвинение оказалось ложным.
Сразу после прибытия в Россию Аристотель взялся за дело. В первую очередь он снёс стены полуразрушенной постройки Кривцова и Мышкина. Чтобы ускорить этот процесс, итальянец обложил строение хворостом и поджёг. После этого известняковые стены потеряли прочность и были легко разрушены.
Летописи изобилуют не только описанием переноса мощей, но и техническими подробностями, которые удивляли русских зодчих. Так, итальянец велел копать рвы глубже, чем русские мастера, а после этого забил в землю дубовые сваи. Затем он соорудил печи для обжига кирпичей и поведал русским о рецепте раствора, который после того, как засохнет, то «ножем не мощи розколупати». Кроме того, иностранец применил при постройке храма «колёса», что значительно ускорило процесс строительства: «вверх камение не ношаше, но ужищем цепляше и възвлекаше». Строительство храма было завершено в 1479 году, и сооружение поразило современников. В летописи записано: «Бысть же та церковь чудна велми величеством и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством, такова же преже того не бывала в Руси». Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием. В росписи храма участвовал известный иконописец Дионисий. Позже, в 1642–1644 годах, собор расписали заново, но часть первоначальных фресок сохранилась до наших дней.
Прошедший сквозь века
На протяжении своей многовековой истории собор был свидетелем многочисленных торжественных и трагических событий в истории России.
Во время Московского восстания 1547 года князь Юрий Глинский пытался спрятаться здесь от восставшей толпы. Исторические свидетельства так гласят о его гибели: «изымав его, в пределе великомученика Дмитрия Селунскаго, выволокши, в соборной и апостольской церкви пречистыя богородицы против митрополичья места, безчеловечно убиша и кровию церковь наполниша и, вывлекши его мертва в передние двери церковныя, и положиша на торжише, яко осуженника».
Здесь венчали на царство Ивана IV, проходил Земский собор 1613 года, на котором был избран Михаил Фёдорович. В 1625 году сюда перенесли Ризу Господню, которую прислал в дар царю Михаилу Феодоровичу персидский шах Аббат I. Интересно, что после того, как столица была перенесена в Петербург, храм продолжал быть местом коронации российских императоров, начиная с Петра II.
Во время войны 1812 года собор был осквернён французскими оккупантами: здесь они расположили горн, в котором переплавляли ризы с икон. По некоторым данным, наполеоновскими солдатами в соборе было переплавлено всего 325 пудов серебра и 18 пудов золота. После войны собор был заново освящён епископом Дмитровским Августином.
После прихода к власти большевиков собор, как и весь Кремль, был закрыт в связи с переездом правительства РСФСР. Последняя служба прошла здесь на Пасху 1918 года. В Кремле были снесены многие храмы, но Успенский собор решено было сохранить и открыть в качестве музея в 1955 году. В 1960 году его передали министерству культуры СССР, а с 1991 года он входит в государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». С 1990 года по благословению патриарха здесь проходят богослужения в отдельные дни.