Все они «отталкиваются» от храма Большое Вознесение , в котором Александр Пушкин в 1831 г. венчался с Натальей Гончаровой. А ещё здесь в разное время жили миллионеры и генсеки. И некоторые из них, что называется, очень плохо кончили.
Элитный пятачок
«Местом встречи» писателей можно назвать этот район Москвы. Возле самого храма - нарядный особняк миллионера Степана Рябушинского. В нём провёл последние годы жизни Максим Горький. Во флигеле соседней усадьбы жил Алексей Толстой. В полуподвале дома 20 по Малой Никитской снимал комнату Леонид Андреев. В доме 9, на стрелке Спиридоновки и Гранатного, жил Борис Зайцев, в дальнейшем один из видных писателей русского зарубежья. Осенью 1906 г. в его квартире Иван Бунин познакомился с очаровательной Верочкой Муромцевой, ставшей его женой.
В доме Рябушинского - Горького стоит немного задержаться. Это один из самых великолепных образцов модерна - первого архитектурного стиля, который в России развивался без отставания от Европы. Особняк, построенный Фёдором Шехтелем, ничем не уступал тем, что появлялись в Австрии, Бельгии, Франции. Причём в отличие от большинства других этот доступен - в дом-музей Горького вообще вход бесплатный. Расширенная экспозиция музея знакомит с семьёй московских староверов Рябушинских (пять братьев добились заметных успехов в бизнесе).
На левой стороне кривого колена Гранатного (Спиридоновка, дом 3/5) хоромным древнерусским декором выделяются палаты Гранатного двора. В XVII в. здесь, в Гранатной слободе, делали артиллерийские гранаты. В один из пожаров следующего столетия ночью так разнесло «пороховую казну», что жертвами оказались более 2,5 тыс. человек.
В доме 3 по Гранатному переулку провёл детство академик А. Д. Сахаров, создатель водородной бомбы и самый известный диссидент брежневской эпохи. Он жил в двух комнатах большой коммунальной квартиры.
А чуть наискосок - в доме 20, выстроенном в 1970-х для партноменклатуры, - должен был поселиться Леонид Ильич Брежнев. Специально для генсека шестой этаж был сделан гораздо более высоким - подобных трюков в строительстве типовых многоэтажек в СССР прежде не было. Но сам Брежнев предпочёл остаться на Кутузовском проспекте, в этом доме жила его дочь Галина. В начале 1990-х в брежневскую квартиру вселился Руслан Хасбулатов, спикер Верховного Совета России.
Кровавая развязка на «Рублёвке»
Самое заметное сооружение на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка - дом 30/1. В советские времена здесь поселился Институт Африки, которым некогда руководил сын Андрея Громыко. Этот особняк, облицованный серым и чёрным гранитом и похожий на дворец, построен Иваном Жолтовским по заказу промышленника Гавриила Тарасова. Фанатичный поклонник творчества Андреа Палладио (его считали таким же гением архитектуры, как Пушкина - гением поэзии), Жолтовский нередко уподоблял свои постройки работам итальянца. Вот и этот особняк стал почти точным повторением палаццо Тьене из североитальянского города Виченцы.
Клан Торосян из Армавира (в Москве их фамилия русифицировалась и стала звучать как Тарасовы) разбогател на мануфактурном производстве и вошёл в когорту самых знатных семейств буржуазной Москвы. Вот почему Гавриил Асланович купил участок на Спиридоновке, Рублёвке 1910-х гг., и решил эффектным архитектурным сооружением переплюнуть и Морозовых (их особняк по Спиридоновке, 17, шедевр раннего модерна работы Ф. Шехтеля), и Рябушинских. Но заказчик не дожил до окончания строительства. Особняк перешёл к его наследникам, в числе которых был племянник Николай. Он отличался артистизмом, любовью к искусству и щедрыми пожертвованиями культуре. В возрасте 23 лет внёс в казну находившегося на грани разорения Художественного театра 30 тыс. руб. и буквально спас его. На свои средства Николай Тарасов открыл популярнейшее в начале XX в. кабаре «Летучая мышь».
Судьба мецената завершилась как в театральной мелодраме. Он был безумно и безответно влюблён в некую Ольгу Грибову. Она же увлеклась приятелем своего мужа. И вот любовник, потерпев фиаско за карточным столом и будучи не в состоянии отдать долги, решил свести счёты с жизнью. Желая спасти возлюбленного, Ольга позвонила Николаю Тарасову и попросила у него весьма немалую сумму, честно сказав, для чего. Уязвлённый в чувствах Тарасов отказал.
Тогда любовник Ольги выстрелил в себя. Женщина, не вынеся несчастья, схватила пистолет любовника и тоже застрелилась, после чего её подруга, возмущённая чёрствостью Тарасова, заказала гроб и венок, которые доставили к дверям палаццо. Узнав о происшедшем, 28-летний миллионер выстрелил себе в висок. Так что гроб оказался кстати...