Антиводочная революция
Народ сначала не очень и испугался. Подумал - будет как всегда: слегка повысят цену на водку, проведут собрания... Однако за проблему взялись всерьёз: уже в 1985 г. водки произвели в два раза меньше, чем годом ранее, количество магазинов, продающих спиртное, уменьшилось в 5 раз.
Надо сказать, основания для решительных действий были очень весомыми. В 1984 г. среднедушевое потребление по стране составляло около 15 л, а в 20 регионах колебалось около отметки 30 л чистого спирта.
Советское государство, безусловно, само приложило руку к спаиванию населения. Бюджет получал от продажи винно-водочных изделий около 50 млрд руб. в год. Правда, потери от употребления алкоголя (прогулы, болезни, травмы, брак) составляли более 175 млрд! В 1984 г. на учёте в наркодиспансерах состояло около 4,5 млн алкоголиков. Статистика смертности от водки и суррогатов в СССР была засекреченной, но, по данным академика АМН Ф. Углова, приближалась к 900 тыс. человек в год. Уже первые полгода действия указа привели к существенному снижению смертности. В 1985 г. в СССР от всех причин умерло на 100 тыс. человек меньше, чем в 1984-м. Выросла рождаемость. В 1987 г. в СССР родилось 2,5 млн человек, а умерло 1,53 млн.
Помимо официального «одобрямса» усилия государства по преодолению пьянства поначалу действительно получили поддержку большей части советского общества. Тысячи и тысячи жён и детей впервые за долгие годы увидели своих мужей и отцов трезвыми. «Пьяные деньги» стали оставаться в семье. Казалось, всё шло просто великолепно. Но дьявол, как всегда, прятался в деталях.
Самогонный рай
В то время как партийные функционеры на местах радостно рапортовали о создании всё новых и новых «зон трезвости», самогоноварение в этом виртуальном трезвом рае охватило все слои населения. За этот промысел только в 1987 г. более полумиллиона человек было привлечено к ответственности.
В некоторых провинциальных промтоварных магазинах появились объявления: «Дешёвый одеколон отпускается с 2 часов. По одному флакону в руки». А на селе торговля и вовсе почти замерла, поскольку более половины её объёмов составляла водка.
Уже в конце 1987-го - начале 1988 г. соцопросы показали, что 90% населения не поддер-живают антиалкогольных мер. Разочаровались в них даже женщины - те самые, которые до начала борьбы с пьянством в дни получки ждали у заводских проходных своих мужей, чтобы успеть перехватить их зарплату, прежде чем те дойдут до ближайшего магазина. Да, теперь их мужья приносили деньги домой. Но кто сказал, что от этого они перестали хотеть выпить? При советской власти водка для многих была важным, если не единственным средством примирения с уродливой социалистической действительностью. Перестройка же провалилась отчасти и потому, что переизбыток народной энергии не находил себе выхода и не глушился «зелёным змием». Трезвое общество такую власть иметь не желало и выбрало другую, а та пошла навстречу народным чаяниям. Уже в 1993-1994 гг. уровень душевого потребления алкоголя поднялся до 25 л в год. Этот уровень и сейчас остаётся высоким, хоть и снизился до 14-18 л. В настоящее время в России около 250 наименований водки.