Примерное время чтения: 4 минуты
199

Речные экскурсии: пора отдохнуть с ветерком

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. Суперномер вопросов и ответов 29/04/2009

Картёжная мекка

Самое забавное, что именно он и был первым и любимейшим среди москвичей ещё с 1933 г., когда традиция речных прогулок только-только закреплялась. До революции никакого смысла в таких экскурсиях не видели - вся в отбросах, вонючая и тошная, Москва-река, мягко говоря, не располагала даже к кратковременным круизам. Огромное количество торговых барок и плотов, а также замусоренных отмелей и бродов реку не украшало. Об этом стоит задуматься, подходя на трамвайчике к причалу «Устьинский мост». А заодно вспомнить известную картину Василия Перова «Утопленница». Заглавный персонаж лежит как раз на отмели, образованной наносами из устья Яузы. О судьбе женщины можно только догадываться. Но думается, что нашим разысканиям поможет бывший Воспитательный дом (1), фасад которого именно сейчас медленно проплывает по правому борту. До революции это здание считалось крупнейшим в Москве. Да и сейчас его размеры внушают уважение: 379 м в длину по набережной - как раз чтобы всласть налюбоваться. Согласно закладной доске от 21 апреля (2 мая по новому стилю) 1764 г., Воспитательный дом предназначен «для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рождённых младенцев». Так что перовская утопленница вполне могла подбросить своего младенца, «рождённого в бедности», а потом от горя и тоски сыграть в Яузу. Судьба её отпрыска в таком случае могла пойти двумя разными путями. Детская смертность в этом «полезном» воспитательном доме составляла от 75 до 82%. С другой стороны, согласно словам Бабы-яги из «Федота-стрельца»: «Какие выживают - те до старости живут». И жили, надо сказать, неплохо. Ко времени написания картины при Воспитательном доме работали Повивальный институт, Курсы подготовки на медицинский факультет Московского университета и Французские классы для будущих гувернанток. Но сия обитель благонравия парадоксально отличилась и на поприще азартных игр. В числе прочих доходных привилегий Воспитательный дом имел «карточную монополию» - ни одна колода игральных карт в Российской империи не могла уйти в продажу без клейма Воспитательного дома.

Шоколадное кино

Теперь стоит перенести внимание на левый борт. Ещё 20 лет назад головы, ведомые носами, сами бы повернулись в направлении запаха какао и шоколада - на острове располагалась фабрика «Красный Октябрь» (2), бывшая «Эйнем». А 100 лет назад при хорошем паводке к воде могли потянуться и руки - по реке запросто плыли ящики и коробки с пряниками и «конфектами» знаменитой фирмы. Но, к сожалению, по загребущим рукам могли довольно больно настучать: «вылавливание при разлитии рек и половодье плывущих различных предметов» почему-то приравнивалось к мародёрству. Вид на шоколадный завод мог бы быть ещё интереснее, удайся в своё время синематографистам Розенвальду и Лентовскому их нетривиальная затея. Проект был амбициозный. Некий норвежец решил поразить Москву чучелом кита, которое специально перевёз на барже из Питера. Но на дохлого кита москвичи чихать хотели, а вот на «живые картинки» - наоборот. В 1906 г. Розенвальд купил баржу, отвёл её к острову и оборудовал там первый плавучий кинотеатр. Оформление было отпадным - в стиле XVII в., да и название напрашивалось само собой - «Стенька Разин». Видно, оно и сыграло с синематографистами злую шутку - не прошло ещё ни одного сеанса, как театр загорелся, перевернулся и всё оборудование отправилось за борт, в набежавшую волну.

«Изделие 001» им. Горького

Здесь всё либо бывшее, либо бывшее в употреблении - именно такие мысли появляются, когда на траверзе трамвайчика появляются сооружения ЦПКиО им. Горького. Посудите сами - бывшие выпасы великокняжеских и царских лошадей. Потом - бывшие огороды, разведённые предприимчивыми москвичами после переноса столицы в Северную Пальмиру. Следом - бывшая резиденция первой сельскохозяйственной выставки, предшественницы ВДНХ. К сожалению, сейчас полюбоваться павильоном архитектора Жолтовского, выстроенным специально к открытию выставки в 1923 г., не получится - он лежит в руинах. И о руинах же советского проекта космического челнока напоминает корабль «Буран». Вернее, то, что стоит на набережной, является не кораблём, а макетом под названием «Буран БТС-001» (3). Если какой краснобай будет рассказывать, что именно этот корабль летал в космос, - не верьте. «Изделие 001» предназначалось для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса. Кстати, на сленге группы запуска такие макеты назывались «балдой».

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах