Мы долго не могли ответить на один вопрос: почему? Почему результаты наших врачей со временем становятся хуже? Должно же быть наоборот, всё-таки опыт... — вспоминает президент и генеральный директор Фонда развития медицинского образования и исследований США Джон Норчини. «В итоге, — говорит он, — мы пришли к выводу: эффективность работы врача снижается из-за того, что он не приобретал новых знаний». Что от практики, увы, не зависит.
Чем образованнее врач, тем лучше пациенту
«72% российских стоматологов назначают пациентам антибиотики... знания о которых приобрели ещё на студенческой скамье», — замечает президент Стоматологической ассоциации России Владимир Садовский. В ряде зарубежных стран часть этих лекарств уже «списали в архив». Проще говоря, отменили, посчитав их устаревшими.
«Век живи — век учись», — говорит старая пословица. С народной мудростью согласны и врачи. С мозгом, который не получает новых знаний, происходит примерно то же, что и с мышцами человека, предпочитающего диван физическим упражнениям. Обучение — жизненная необходимость. Вот только доступ к этой необходимости есть не всегда.
«Какая последипломная подготовка, если человек работает на две ставки и приползает домой только спать! — негодует директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, “детский доктор мира” Леонид Рошаль. — Система обучения должна быть ненавязчивой, облегчённой, умной, бесплатной для врачей. Это не должна быть каторга! Чем образованнее доктор — тем лучше пациентам...»
Когда обучение... мешает лечению
Учиться, учиться и ещё раз учиться доктора обязаны и сегодня. Иначе у них не будет права лечить. В условиях, когда «на одну ставку есть нечего, а на две ставки — некогда», каждый выходит из положения по-своему. «Так называемые сертификаты отгружаются килограммами!» — рассказывает Владимир Садовский. И делится реальной историей: не так давно в Сибири обнаружили несколько сотен специалистов с сертификатами московских вузов. Документ, дающий право на медицинскую практику, эти граждане получили «с доставкой на дом». Из родных мест они никуда не выезжали. Быть может, экзаменаторы из Москвы сами приехали к медикам? Тоже нет!
Некоторым особенно предприимчивым медработникам удавалось купить сертификат... несколько раз подряд. Преступление? Безусловно! Но врачи оказались в безвыходном, по сути, положении. Если стоматолог, практикующий в частной клинике, возьмёт и уедет на месяц на учёбу, от него просто-напросто разбегутся пациенты.
Да и сам учебный процесс не отвечает требованиям времени. «За пять лет у нас уходит с рынка 31% технологий в стоматологии! Как можно проверять знания раз в пять лет? Проверять надо каждый год...» — объясняет глава Стоматологической ассоциации России.
Как показало недавнее испытание новой модели обучения врачей, доктора с удовольствием учатся по Интернету и с удовольствием принимают участие в семинарах и конференциях «на местах». Кстати, в стандартной поликлинике при желании найдётся место и для компьютерного класса, и для небольшой библиотеки с медицинской литературой...
А мы — живём!
Почему «государственные» медики от переутомления падают с ног? Первая причина очевидна: на одну ставку есть нечего, на две — некогда. В 2016 году бюджеты здравоохранения уменьшатся вновь.
Вторая, тоже очевидная, причина — дефицит врачей в системе бесплатной медпомощи. Выброшенные на улицу в процессе «оптимизации» специалисты приходят в частные клиники. Это в лучшем случае.
«Видел одного доктора, тот парфюмерией торговал, — рассказывает Леонид Рошаль. — В целом мы потеряли 120–130 тысяч выпускников, которые не пошли в практическое здравоохранение. Верните государственным вузам распределение. Но вначале верните все социальные гарантии!» Без них врач прокормить семью не сможет.
«Ни одна из систем здравоохранения не выдержала бы и лопнула, если бы на неё выделяли 3,7% ВВП в рублях, а не 8–10% в евро. И 800 евро на пациента в год вместо пяти тысяч. А мы живём и даже неплохо выглядим» — такими словами открыл доктор Рошаль своё выступление на международной конференции «РОСМЕДОБР‑2015».
Вопреки всему наша медицина живёт и достойно держится. Но надолго ли хватит у неё «запаса прочности»?
А дети стремятся в медицину...
«Мы боялись, что студентов‑медиков станет меньше. Но только в вузы Минздрава в этом году подали на 1,1% больше заявлений, чем в прошлом, — сообщает директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Татьяна Семёнова. — Несмотря на все трудности, на весь чёрный пиар, на пример родителей, которые не бывают дома по выходным, дети стремятся в медицину! Их много! Главное, чтобы жизнь в профессии продолжалась от поступления в вуз до выхода из отрасли. Это действительно важно...»
Дефицитные доктора хотят учиться
Нехватку врачей сильнее всего чувствует участковая служба. Поликлиникам недостаёт терапевтов и педиатров. «Студенты хотят быть урологами, кардиохирургами, нейрохирургами... Психиатров, рентгенологов, анестезиологов‑реаниматологов и врачей ряда других специальностей часто бывает мало. Тем, кого не хватает, нередко приходится замещать разные должности», — объясняет Татьяна Семёнова.
Кстати, именно терапевты, педиатры и врачи общей практики одобрили новый метод повышения квалификации: в 2013–2014 годах в качестве пилотного проекта к обучению медиков подключились профессиональные общества. Они дали докторам возможность принять участие в конференциях — как в региональных, так и в общероссийских. Выдали электронные учебные материалы...
«И они начали соревноваться!» — с радостью вспоминает председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству Гузель Улумбекова.
«Если 50 часов мы распределим на весь год, то получится один час в неделю. А его можно найти, если он комфортен! Даже у загруженных работой врачей найдётся время, если дать им правильную мотивацию, — поясняет Татьяна Семёнова. — Наша задача — помочь найти эту мотивацию. Сделать так, чтобы врачам было интересно учиться».
План первых шагов
«Мы хотим, чтобы Минздрав определил требования к непрерывному медицинскому образованию. Мы просим профессиональные общества работать над образовательными программами и включать в них современные темы. А ещё очень важно профессиональным обществам объединять работу профильных кафедр в вузах — чего пока, к сожалению, не делается, — обращается к регулятору и общественности Гузель Улумбекова. — Работодатели устраняются от процесса — и это неправильно. У врачей должны быть время и средства для непрерывного образования. У медицинских учреждений — компьютерные классы и библиотеки».
Кроме этого, докторам нужен выбор. Где учиться? Какой будет форма обучения? Принимать решение должен только врач. В условиях работы на две ставки это не роскошь, а жизненная необходимость.
Качество медицинской помощи повышает вовсе не конкуренция, отмечает председатель правления АСМОК. Эффективность работы врачей зависит совсем от других факторов: от обучения в вузах, от непрерывного профессионального образования, которое, кстати, больших денег не требует, и от системы управления качеством на всех уровнях.
Медицинскому сообществу нужно быть активным.