И это вполне обоснованно. Ведь простые граждане рассматривают импортозамещение прежде всего не как гарантию экономической безопасности страны или шанс для развития отечественной промышленности, а как возможность покупать качественные товары по умеренным ценам взамен импортных, стоимость которых взлетела до заоблачных высот, сделав недоступными для определённых групп населения.
Дешёвое — значит, хорошее
Надежда, фармацевт, Москва:
— Большинство посетителей аптеки спрашивают именно дешёвые препараты. Отечественные или нет, им всё равно, лишь бы цена устраивала. Раньше это было не так заметно, но в последние полгода почти каждый посетитель начинает наше общение со слов: «Мне нормальное лекарство». Уточняешь, что в их понимании нормальное, и получается, что это препарат стоимостью в пределах пятидесяти рублей, а лучше и совсем за тридцать. А ведь раньше лекарства по цене ниже 20–50 рублей вызывали даже какую-то настороженность, теперь их с радостью раскупают.
Исследования, проведённые компанией «Комкон-Фарма», также подтверждают, что вопрос цены на лекарственные препараты продолжает оставаться основополагающим фактором, влияющим как на выбор посетителей аптек, так и на рекомендации провизоров и фармацевтов, помогающих им этот выбор сделать.
Программа успеха
Совершенно очевидно, что сейчас посетители российских аптек по причинам, уже озвученным ранее, выбирая лекарственные препараты, ориентируются прежде всего на цены. А это значит, что именно препараты отечественного производства пользуются наибольшим спросом. Но готовы ли российские производители удовлетворить этот спрос в полном объёме?
На брифинге, состоявшемся в Минпромторге РФ, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Цыб отметил, что за последние годы российская фармацевтическая промышленность достигла больших успехов. Начатая семь лет назад программа поддержки развития отечественных производителей благодаря вниманию государства и усилиям, предпринимаемым бизнес-сообществом, на сегодняшний момент уже даёт ощутимые положительные результаты. В 2015 году именно российская фармацевтическая промышленность, одна из немногих, продемонстрировала свой рост.
Сергей Цыб отметил, что в рамках реализации государственной программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы Минпромторгу России удалось консолидировать усилия всех крупнейших научных институтов, медицинских центров и ведущих российских производителей. Участников государственной программы на настоящий день более трёхсот.
Пожалуй, лучшим доказательством реального возрождения отечественной фармотрасли могут служить и отклики крупнейших фармацевтических компаний (PhRMA) США, которые возмущены тем, что им тяжело попасть на российский рынок. Как отмечалось в докладе ассоциации ведущих фармацевтических компаний США, Россия якобы дискриминирует зарубежные компании, в частности американские.
Мотивы сторон
А что же наши аптечные работники? Понятны ли им мотивы покупателей при выборе лекарственных препаратов и готовы ли они пойти им навстречу в этом вопросе?
Любовь, провизор, Самара:
— Посетители настроены в последние месяцы очень агрессивно. И часто начинают разговор сразу же с обвинений, которые сводятся к тому, что мы, аптекари, стремимся продать им лекарства подороже. И хотя я прекрасно понимаю, что они стараются сэкономить, моя зарплата рассчитывается от выручки, а на недорогих препаратах её не сделаешь. Тем более что это явление приобретает всё более массовый характер. Если раньше в основном пенсионеры просили препараты подешевле, то сейчас к ним присоединились молодёжь и люди среднего возраста на вид совсем небедные.
Татьяна, провизор, Москва:
— Стараюсь при общении с покупателями держаться золотой середины и оставляю за ними право выбора. Поэтому всегда предлагаю несколько препаратов с одним МНН из разных ценовых групп. Однако я не считаю дженерики такими же эффективными, как оригинальные препараты. Для меня при выборе лекарства всегда на первом месте стояло и стоит качество. Что и пытаюсь донести до посетителей нашей аптеки. Правда, не всегда удаётся. Многие хотят получить гарантию, что, несмотря на низкую цену, препарат будет суперэффективен. Не стоит отрицать, что достаточно большая группа посетителей продолжает отдавать предпочтение средствам известных брендов, уже не одно десятилетие присутствующих на фармацевтическом рынке и хорошо себя зарекомендовавших.
Победа будет. За кем?
Никто, наверное, не предскажет, кто победит в этой яростной борьбе за потребителя и смогут ли российские производители, сражаясь с зарубежными конкурентами, представить более весомый аргумент, чем низкие цены, которые тоже, увы, не стоят на месте. Ведь субстанции, на основе которых работает наша фармацевтическая промышленность в подавляющем своём большинстве, импортные. Как отметила в октябре прошлого года министр здравоохранения Вероника Скворцова: «Наша задача — чтобы это не было поверхностное импортозамещение с учётом только вторичной упаковки или розлива заготовленных субстанций, которые как завозились из-за рубежа, так и завозятся. К сожалению, пока примерно, если брать весь спектр лекарств, в 70% случаев мы импортозависимы». А это значит, что стоимость производимых препаратов ещё неопределённый период будет неразрывно связана с курсом чужих валют.
На то, чтобы обеспечить выпуск собственного сырья, требуются и средства, и время. А вот последнего как раз может и не хватить, учитывая ситуацию, которая разворачивается вокруг неоднократно поднимаемого в структурах власти вопроса о принудительном лицензировании производителя. Это позволит копировать препараты без согласия патентообладателя.
Предполагается, что копирование зарубежных лекарственных средств поможет избежать их дефицита, если компания-патентообладатель отказывается поставлять их в Россию, не может этого сделать из-за введения санкций по отношению к РФ или предлагает необоснованно высокую цену. Но существует риск, что в случае внедрения в жизнь подобной практики в стране просто перестанут регистрироваться новые иностранные лекарства.
Что же касается взаимоотношений аптекарь — покупатель, то вряд ли стоит ожидать их гармонизации в ближайшем будущем. Ведь между людьми по обе стороны прилавка продолжает непреодолимым барьером стоять денежный вопрос.