Недостаток финансирования, неудовлетворённость населения уровнем здравоохранения, неполный охват страны системой медицинского страхования, недостаточно развитая система стандартов оказания медицинских услуг, высокий уровень неофициальных платежей — всё это потребовало реформирования здравоохранения и принятия приоритетных национальных программ и проектов по улучшению качества медицинских услуг.
Время реформ
В 1989 году в Болгарии началась реформа здравоохранения, которая прошла в три этапа:
с 1989 по 1996 год упразднена государственная монополия в системе здравоохранения и децентрализована система администрирования медицины;
с 1997 по 2001 год введена система медицинского страхования и принят ряд законов, регулирующих деятельность учреждений здравоохранения и профессиональных ассоциаций врачей и стоматологов;
с 2002 года начато формирование нормативно-правовой базы здравоохранения, после чего правительство направило усилия на обеспечение финансовой стабильности системы здравоохранения и уменьшение числа лиц, не имеющих социального медицинского страхования.
Предпринимаемые меры пока не привели к существенному улучшению болгарской системы здравоохранения: она до сих пор не отвечает потребностям населения и не обеспечивает гражданам страны доступное и достойное медицинское обслуживание.
Структура здравоохранения
Национальную политику в области охраны здоровья определяет Министерство здравоохранения. Оно отвечает за организацию и функционирование системы здравоохранения в целом и финансирование государственных медицинских учреждений.
В здравоохранении Болгарии есть государственный и частный сектора. Государству принадлежат национальные медицинские центры, университетские госпитали, специализированные больницы национального уровня, центры переливания крови и диализа, учреждения скорой медицинской помощи и психиатрические больницы. Государство также является на 51% совладельцем всех региональных больниц.
Частный сектор здравоохранения в Болгарии появился в 1991 году. В него входят учреждения первичной медицинской помощи, стоматологические клиники, большинство учреждений специализированной амбулаторной помощи, все аптеки и более 30% госпиталей. Большинство частных госпиталей специализируются на хирургии, офтальмологии, акушерстве и гинекологии.
Финансирование здравоохранения
Здравоохранение Болгарии финансируется из средств государственного бюджета (57,8%) и частных поступлений (42,2%). В 2014 году расходы на здравоохранение составили 8,44% ВВП.
Бюджет здравоохранения формируется из взносов на социальное медицинское страхование, налоговых поступлений, взносов на ДМС, платежей граждан за медицинские услуги, корпоративных платежей, пожертвований, заёмных и привлечённых средств.
Частные расходы на здравоохранение включают личные платежи граждан, взносы на ДМС и средства коммерческих и некоммерческих организаций. Более 86% личных платежей граждан приходится на платные медицинские услуги: за посещение терапевта, стоматолога, лабораторно-диагностические исследования и лечение в стационаре все пациенты (за исключением детей, беременных женщин, пациентов с хроническими заболеваниями, безработных и граждан с низкими доходами) доплачивают из собственных средств.
Соплатежи пациентов за один визит к врачу составляют 1% от минимальной месячной зарплаты (€2,15), а за один день в стационаре — 2% от минимальной месячной зарплаты (€4,3).
Услуги, которые не входят в базовое медицинское страхование, и специализированные услуги, которые пациент получает без направления врача общей практики (в том числе диспансеризацию), пациенты оплачивают из собственных средств. Незастрахованные пациенты оплачивают полную стоимость всех медицинских услуг по установленным тарифам.
Страхование по-болгарски
Закон о медицинском страховании в Болгарии был принят в 1998 году, и с тех пор в стране действует система социального медицинского страхования, в рамках которой застрахованные граждане имеют право на получение различных медицинских услуг: лечение, реабилитацию, лабораторно-диагностические исследования и обеспечение лекарственными препаратами.
Существует утверждённый список медицинских услуг, стоимость которых покрывается в рамках страхования, но многие услуги в этот список не входят и оказываются только на платной основе.
Социальным страхованием занимается Национальный фонд медицинского страхования (НФМС), который является независимой некоммерческой организацией. Основной целью НФМС является обеспечение всем застрахованным гражданам равного доступа к медицинским услугам.
НФМС заключает договоры с поставщиками медицинских услуг (государственными и частными медицинскими учреждениями) и в зависимости от условий договора платит им за обслуживание прикреплённого населения либо в соответствии с подушевыми нормативами, либо за каждую оказанную услугу.
Ставка взносов на социальное медицинское страхование составляет 8% ежемесячного дохода каждого гражданина. Эту сумму выплачивает застрахованное лицо, работодатель или государство:
- за граждан, работающих по найму, 60% суммы взносов оплачивает работодатель и 40% платят они сами;
- самозанятое население, фермеры и табаководы платят 8% ежемесячных доходов, если они составляют не менее €215 и не более €1026;
- за пенсионеров взносы оплачиваются из госбюджета в размере 8% от пенсии;
- за детей в возрасте до 18 лет, студентов дневных отделений учебных заведений в возрасте до 26 лет, инвалидов, ветеранов войн, беженцев, заключённых, а также за граждан некоторых других льготных категорий взносы оплачиваются из госбюджета в размере 8% от минимальной зарплаты (она составляет €215);
- за безработных взносы оплачиваются из госбюджета.
По закону все граждане страны должны быть охвачены социальным медицинским страхованием, но в действительности это не так: в настоящее время около 1,7 млн жителей Болгарии (23% населения) не имеют социального страхования — в основном это безработные граждане, которые не получают пособие по безработице.
Кроме социального в стране есть и добровольное медицинское страхование (ДМС). В системе ДМС действует 20 лицензированных частных страховых компаний, но популярность ДМС невелика: им пользуется менее 3% граждан страны.
Реимбурсация
В перечень препаратов, подлежащих реимбурсации, входят ЖНВЛС, причём не только оригинальные препараты, но и генерики. Но реимбурсации подлежат только рецептурные ЛС, которые приобретены в аптеках, имеющих договор с НФМС.
По закону реимбурсация может быть полной или частичной (с соплатежами пациентов), но на практике её возможность зависит от бюджета НФМС, поэтому реально возмещается стоимость лишь некоторых лекарственных препаратов.
В итоге
Несмотря на то что общие расходы на здравоохранение выросли более чем втрое, финансирование остаётся довольно слабым, финансовая нагрузка на медицинские учреждения распределяется неравномерно, медицинские услуги, оказываемые населению в разных регионах страны, существенно отличаются по качеству и доступности, а из-за высокой стоимости платных медицинских услуг и больших неформальных платежей бедные слои населения не имеют возможности получать необходимую медицинскую помощь.