Владимир Путин поручил кабмину усовершенствовать преподавание математики и информатики в школах.
По поручению президента к 1 сентября 2021 г. правительство должно обеспечить совершенствование преподавания математики и информатики в школах, установив их приоритет в учебном плане и скорректировав содержание образовательных программ. А вузам необходимо дополнить все специальности и направления разделами по изучению искусственного интеллекта. Число бюджетных мест на специальности, связанные с разработкой технологий искусственного интеллекта, с 2021/2022 учебного года увеличат на тысячу. Дополнительные места отдадут тем университетам, которые в прошлом году зачислили на бюджет не меньше половины призёров и победителей всероссийской олимпиады.
Устарела ли математика?
«Думаю, что увеличения часов по математике в школе не будет, программа просто осовременится и станет более усваиваемой, — считает руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Концепция математического образования давно разработана, и хорошо, что сейчас её объединили с информатикой. При таком масштабном переходе на цифровизацию навыки программирования нужны
каждому. Ещё несколько лет назад в Китае всех педагогов начали обязательно учить хотя бы одному языку программирования, а лучше — двум. Неважно, это преподаватели языка, литературы, математики или информатики. Иначе они с детьми не смогут работать. После окончания вуза педагогов ещё три года поддерживают, чтобы они могли включить программирование в учебный процесс. В американских школах тоже введено программирование».
Координатор разработки концепции развития математического образования, академик и лауреат премии ЮНЕСКО, завкафедрой МГУ Алексей Семёнов говорит о парадоксе: «Цифровые технологии повсюду, нужно всё больше математиков и программистов, а интерес школьников к математике падает. Связано это с главной проблемой образования — мотивацией. Математика неинтересна большинству детей. Нужно ли убеждать ребёнка учить таблицу умножения, когда всё можно посчитать на экране мобильника? Решать уравнение, если можно сфотографировать его на тот же мобильник и немедленно получить ответ? Раньше это требовалось в жизни — инженеру, бухгалтеру и другим, а сегодня человек всё это передал машине. В жизни, но не в школе. Почему? Можно ли сделать школьную математику интересной и полезной? Оказывается, да. Человечество давно открыло «занимательные» задачи «на смекалку». Сегодня традиция таких задач продолжается, например, олимпиадой «Кенгуру» — детищем известного питерского математика Марка Башмакова. Именно область «занимательных» и «олимпиадных» задач наиболее востребована современной компьютерной математикой. Таким образом, «звёзды сошлись» — то, что сегодня наиболее важно, наиболее интересно для детей. В XXI в. умение решать тысяча первое квадратное уравнение никому не нужно. А вот способность справляться с неожиданными задачами в непредсказуемых ситуациях — важное качество современного человека, более важное, чем 100 лет назад, когда не было «шока от будущего».
Смекалка важнее формул
Математика — самый лучший школьный предмет, где эту способность можно формировать. «Вместо того чтобы заставлять зубрить формулы и теоремы, можно предложить детям самим составить таблицу умножения, открыть десятичную систему счисления и многое другое, — продолжает А. Семёнов. — Это и есть переход от XIX к XXI в. Приоритет не подготовить инженера или приказчика, которые могут каждый день делать одно и то же, что умеют машины, а воспитать человека, который может сам придумать и реализовать свою идею. Вот куда движется математическое образование. Информатика тоже развивает умение решать неожиданные задачи».
«Думаю, важнее приблизить школьную математику к жизни, к тому, с чем ребёнок постоянно сталкивается, — считает руководитель Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, профессор Татьяна Клячко. — Математику не очень хорошо преподают, поэтому дети её не понимают и боятся. Ведь это абстрактная наука. А дети мыслят из своего маленького жизненного опыта. Значит, нужно погрузить их в привычный опыт, а потом поднять до абстрактного уровня. Этому многие учителя не уделяют должного внимания. Да и программа построена так, что всё надо пройти быстро, вместо того чтобы остановиться и что-то разобрать подробнее».
И конечно, математика в школе не должна быть одинаковой для всех. Сами математики подсчитали: тех, кто добывает новое математическое знание, максимум пара десятков тысяч. Их и не требуется больше. Специалистов, которые строят математические модели и закладывают их в компьютер, нужна сотня тысяч, программистов — миллионы. Но любому человеку необходимы общая математическая грамотность и способность справляться с неожиданностью. В зависимости от сферы будущей деятельности надо строить обучение математике. Но делать это в школе нужно вдумчиво и без резких манёвров.