Училища, техникумы, профессиональные лицеи в России практически никогда не считаются престижными учебными заведениями. Невысокий конкурс, простые экзамены и клеймо места, куда идут, если больше никуда не взяли. Однако для многих учащихся это вполне сознательный выбор. Абитуриенты и студенты, получающие среднее специальное образование, рассказали о своих будущих профессиях.
Юлия Редькина, будущий ландшафтный дизайнер
Я в школе к цветам относилась так: стоят и стоят себе. А на выпуске из школы подумала, куда идти учиться. Все стандартно идут на юристов, на экономистов. Уже полгорода этих юристов и экономистов, на работу им сложно устроиться: всё везде занято, а они всё идут и идут. На менеджера по продажам поступать я тоже не хотела, сейчас много таких специалистов. Любой студент может устроиться работать в магазин, торговую сеть. А вот на цветы никто не идёт, вот я и пошла.
Моя будущая профессия мне интересна. Ведь все знают стандартные цветы: розы, ромашки, а про остальные не знают. Я тоже знала раньше только популярные цветы, которые продаются в магазинах, но захотела узнать больше.
Например, есть такой цветок — калла. О нём существует легенда. Жили принцесса и обычный молодой человек, они любили друг друга. Но отец девушки был против такой любви и сделал так, чтобы дочь стала невидимой. Ну, это из области фантастики, мне так кажется. Так вот, несчастный молодой человек всё ходил и ходил вокруг невидимой принцессы, понимал, что она где-то рядом, но увидеть не мог. И тогда он придумал накидку из ткани, набросил её на девушку и таким образом мог видеть силуэт. Отец посмотрел на все эти мучения и сделал дочь обратно видимой. А в месте, где упала эта белая накидка, распустился цветок калла, поэтому он и имеет форму накидки, белый.
Ещё есть легенда про розу. Кактус ей подарил свои шипы, а она ему — свой цветок, поэтому кактус стал цвести, а у розы появились шипы.
Есть же масса цветов, довольно красивых, больших, которыми можно украшать помещения, делать что-то у себя на даче, в деревне создавать необычный, нестандартный дизайн, чтобы глазу было приятно. Всё это очень интересно.
После окончания училища можно работать ландшафтным дизайнером или в сферах, связанных с озеленением, в тех местах, где выращивают зелень. Можно производить цветы на продажу, можно за ними ухаживать в пригородных парках. Спокойно можно всем этим заниматься. И на работу возьмут, я уверена.
Я думаю, что ландшафтные дизайнеры сейчас очень востребованы. Многие люди сейчас активно покупают загородные дома, коттеджи, которые нужно оформлять. Многие хотят благоустроить дачные участки, в деревнях тоже есть спрос.
Кирилл Романов, будущий автомеханик
В детстве у меня было некое стремление к технике. Я любил копаться в каких-то электроприборах. Помню, как в 11 лет починил блендер, разобрал его на части. Там был неисправен электромотор. Я не боялся электричества, меня просто пять раз било током, поэтому я уже ничего не боялся.
Потом мы с дядей разбирали и ремонтировали его автомобиль «Ладу Калину». Я снимал приборную панель, пока мой дядя копался в двигателе. Я откручивал болты, гайки. Мне тогда было, наверное, лет 14.
То есть в самом раннем возрасте у меня появилось желание копаться в технике. Потом я закончил девять классов. Не захотел дальше учиться, надоело.
Пришёл сюда, чтобы побыстрее получить профессию автомеханика, побыстрее развиться в этом направлении. После окончания лицея я либо пойду в армию, либо попробую поступить в технический вуз.
Думаю, что профессия автомеханика очень востребованна, потому что автомобилей много и они часто ломаются. И обладать этой профессией выгодно, потому что и свой автомобиль можно самостоятельно починить своими руками.
Сейчас уже я могу сделать мелкосрочный ремонт автомобиля, поменять тормозные колодки, например, колёса любой сложности. Техническое обслуживание произвести, поменять масло, тормозную жидкость, тосольчик.
Пока я не думаю о том, кем я себя вижу лет через десять. Я живу сегодняшним днем.
Кроме автомобилей, конечно, у меня есть увлечения. Я люблю сидеть в компе, играть в разные игрушки, любых жанров. Есть интересная игра «Автосимулятор». Это симулятор автомеханика. Только там симулятор — вообще не симулятор: всё слишком просто.
В школе мне нравились гуманитарные предметы — история, обществознание. И в лицее они тоже есть. А из специализированных я бы выделил устройство автомобиля и электротехнику.
Алина Прудникова, будущий парикмахер
Почему я решила стать парикмахером? В школе я любила играть в футбол с мальчишками, занималась спортом. А профессию я выбрала, конечно, женственную. Но одноклассники сейчас мне все звонят, пишут: «Учись, а мы будем у тебя стричься, будешь нашим личным парикмахером». У меня, например, тут конкурс — а они за меня держат кулачки. Супер!
Я уже отучилась год и могу сказать, что всё понимаю в этом деле, хорошо соображаю, разбираюсь в причёсках, у меня богатая фантазия. Решила разработать новые модели, как правильно стричь и всё в таком духе. Подружек заплетаю. А талант мне достался от мамы. Мама заплетала меня в детстве, и, глядя на неё, я тоже хотела научиться, внимательно смотрела за каждым движением её рук.
Конечно, в этой профессии есть свои сложности. К нам сюда поступили девочки, которые даже обыкновенную косичку не умеют плести, для меня это странно. Мне кажется, что девочки должны уметь обращаться с волосами.
Я могу самые разные прически создавать. У нас, например, был конкурс на тему «Времена года», группам парикмахеров давали соответсвующие тематические задания: сделать прическу «лето», «зима». Мне досталась «осень», и на улице как раз была осень. Я заняла третье место. Было непросто, я фантазировала, делала из волос ленточки, косички, дополнительные волосы вставляла, чтобы была разноцветная причёска. А цвета использовала осенние: красный, оранжевый, жёлтый.
Я думаю, что каждой женщине нужно немного быть парикмахером, обладать этим искусством. Или хотя бы просто знать, как правильно уложить свои волосы, в какую сторону, знать об их особенностях. Многим, элементарно, бывает просто лень. Это видно, когда едешь в автобусе. У многих девушек волосы неухоженные. Ужасно смотрится, конечно.
В будущем лет через десять, если не брошу развивать эту профессию, вижу, что у меня будет свой собственный салон красоты. Там будет спокойная, благоприятная атмосфера, все будут уходить из моего салона счастливыми.
Дмитрий Кукушкин, будущий автомаляр
Я случайно выбрал эту профессию. Предложили пойти сюда учиться, попробовал, заинтересовался. Сейчас я на третьем, последнем курсе. В середине мая в Казани проходил международный конкурс профессионального мастерства WorldSkills, в котором я занял первое место. Мне дали медаль, а лицею сертификат на 10 тысяч рублей. Там были конкретные задания, которые оценивались по баллам: окраска крыла автомобиля, на крыле делали царапину, а мы должны были её удалить, ремонт и подбор цвета, колористика. Конечно, я волновался, все волновались, атмосфера была соревновательная.
Я выбрал профессию автомеханика, автомаляра, потому что люблю поковыряться в машине. Мне не интересна теория, мне нужна практика. В моей профессии самое важное — желание, остальное приложится. Никаких профессиональных рисков по здоровью здесь нет: у нас и камера, и хорошая вытяжка, и маска, — все средства защиты, нет никаких противопоказаний. Для того, чтобы красить автомобили, нужно иметь художественный вкус. Мой батёк был художником, краски-кисти знакомы мне с детства.
К тому же, в детстве я любил мопеды, мотоциклы, технику — всё это меня цепляло. Я вырос в посёлке городского типа Суворовском, там была возможность поездить, не так, как в городе, где всё забито транспортом.
Сейчас друзья, знакомые просят помочь с покраской машины, с ремонтом. Я с удовольствием практикуюсь. Я люблю красить в спокойные обычные цвета: синий, зелёный, но всё зависит от того, кто приехал и с каким авто.
Вот этот «Москвич» (учебный образец) мы пока не решили, в какой цвет будем красить. Но уверен, получится красиво, и он приобретёт отличный вид.