Валерий Трапезников, депутат Госдумы, токарь с 52-летним стажем, выпускник ШРМ
70 лет назад в СССР были созданы школы рабочей молодёжи (ШРМ). Советская власть не только заботилась об образовании рабочих - они вообще были привилегированными людьми. Опытный токарь или сварщик мог зарабатывать больше иного управленца, рабочим была открыта широкая дорога и в депутаты, и на ТВ... А что стало с бывшим «гегемоном» сегодня?
Сегодня дефицит рабочих кадров - токарей, слесарей, электриков и т. д. - огромнейший. По России не обеспечено примерно 2 млн таких рабочих мест! За последние десятилетия престиж рабочей профессии сильно упал. СМИ стали больше рассказывать об артистах, банкирах и бандитах, а не о людях, которые производят материальные ценности. Низкая зарплата - 20-30 тысяч, хотя высококвалифицированный рабочий, скажем, на авиационном заводе может получать и 50-60 тысяч рублей в месяц. Но гастарбайтеры за станки не встают. Для этого надо как минимум уметь читать чертежи, да и русским владеть в совершенстве.
Безусловно, профессия нуждается в поддержке и раскрутке. Я, конечно, против возвращения квот на представительство рабочих в законодательных органах - хотя сегодня в Госдуме нас всего лишь пятеро на 450 депутатов. Завоёвывать мандат и рабочему, и представителю любой другой специальности надо в честной конкурентной борьбе. Но популяризировать профессию необходимо. Почему бы не снять фильм о современном молодом рабочем? Все же помнят и любят слесаря Гошу из «Москва слезам не верит», героев фильма «Большая семья» о рабочей династии Журбиных (кстати, крепкие рабочие династии есть и сегодня). Конечно, быть рабочим труднее, чем офисным мальчиком. И встать надо рано, чтобы к 7 утра на завод успеть. И про ответственность всё время помнить: если знаешь, что выточенная тобой деталь завтра будет стоять на самолёте или ракете, - как можно схалтурить? Но если развивать профтехобразование, повышать зарплату, то рабочие профессии могут снова занять достойное место в обществе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции