Глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил о результатах проверки знаний школьников на вновь присоединённых территориях, бывших регионах Украины. Результаты в ДНР и ЛНР схожи с другими российскими регионами. А вот в Херсонской и Запорожской областях ситуация плачевная.
«Мы провели на четырех присоединённых территориях Всероссийские проверочные работы по возрастам по предметам естественно-научного блока — это математика, физика, химия и биология, — рассказал Музаев. — Донецк и Луганск уже давно с нами. Несмотря на обстрелы, они давно по нашим учебникам учатся. Мы их давно отлицензировали. Во всех оценочных процедурах они где-то полностью участвовали, где-то частично. Они давно плавно переходили (на российские школьные программы — Ред.). У них результаты ВПР школьники показали на уровне некоторых наших субъектов. Не выдающиеся, но достойные в таких тяжелых условиях. А вот две другие области показали очень низкие результаты».
То есть специалистами оценивались знания не по гуманитарным предметам, скажем, где нужно знание истории (ясно, что преподавание истории на территории Украины имело свои особенности), а по точным наукам. «Понятно, что они там по другим программам занимались. Но какие-то виды уравнений везде одинаковы...» — отметил Музаев.
Кстати, специалисты также заодно оценили знание русского языка. Выяснилось, что им владеют 100% школьников — все понимали задания и правильно их трактовали.
Глава Рособрнадзора подчеркнул, что процесс интеграции новых территорий в состав России будет проходить тяжелее, чем это было с Крымом в 2014 году. «Больше времени прошло, они ещё больше работу провели...» — пояснил чиновник.
Любопытно, что если в российском образовании только принято решение о возобновлении уроков начальной военной подготовки, то на Украине эти занятия и не прекращались. Причём детей воспитывали в духе подготовки войны с Россией. «У них урок начальной военной подготовки так и не отменялся, — продолжил Музаев. — В старших классах он проводился. Их готовили пропагандистски. Они жили в условиях подготовки к войне. Есть книжка, изданная в 2004 году, для уроков НВП. Вот в этой методичке представлены рассуждения, чем была освободительная армия Бандеры и Шухевича — она всё-таки зло или не зло? В конце книги делается вывод, что они молодцы, победили нацизм на территории Украины, а Сталин и советские войска предали... Такого плана было все. Это воспитывалось, в головы вкладывалось».
По словам Музаева, такая учебная литература имела одинаковое происхождение — в выходных данных книжек, как правило, указывалось, они «профинансированы или бесплатно розданы фондом Сороса».
К слову, в Крыму после присоединения региона к России тоже находили подобные учебники. Детям начинали промывать мозги, начиная со сказок для дошколят. Были популярны стишки про ребёнка-москалёнка. «Ребёнок-москалёнок у них как Мальчиш Плохиш из нашего детства, — говорит Музаев. — Он ворует, всех дергает за косички, всё отбирает, врёт и т. д.»
В ближайшее время должны быть представлены итоги сравнительных международных исследований качества образования.
«Итоги этого года еще не озвучены, — сообщил Музаев. — Но туда тоже политика вмешалась. Нам сначала одни результаты показали. А когда мы начали спрашивать — покажите нам конкретные работы, оценку мы сами перепроверим, тут же все изменилось кардинально. Ой, оказывается, ковид был, мы там посчитали так-сяк, а вот те позже на полгода сдавали, они не должны были участвовать... Поэтому принято решение больше не участвовать. Потому что через спорт, через культуру, а теперь ещё через детей пытаются убедить наших граждан, что мы никчёмные...»