17 сентября состоится IV съезд учителей Москвы, где лучшие педагоги столицы поделятся опытом с коллегами. А звёзд в московских школах немало. И они умеют не только сами учить детей, но и показать другим, как это делать.
Мастера своего дела
«Ставшее уже традиционным мероприятие московских учителей совершенно непохоже на съезды политиков, где в президиуме сидят высокие лица, а в зале им внимают слушатели, - рассказывает Андрей Лукутин, заместитель директора городского методического центра Департамента образования Москвы. - У нас никто не выходит на сцену с речами. Главное, что увидят наши участники, - авторские метапредметные мастер-классы, которые покажут финалисты, победители и лауреаты конкурса «Учитель года Москвы» разных лет. В этом году их запланировано 24. На некоторых из них даже невозможно будет до самого конца понять, какой предмет на самом деле ведёт этот педагог в школе. Например, учитель начальных классов расскажет о том, почему её дети на уроках изучают диаграммы Галилео и Леонардо да Винчи, картины Микеланджело и как это им помогает стать чуть талантливее. Учитель иностранного языка проведёт урок биологии на иностранном и русском языках. Учитель музыки через математические знания объяснит, почему многие великие музыканты были великими математиками. Кроме того, Московский городской профсоюз педагогов организует квест для молодых учителей на знание ими юридических тонкостей трудового права».
Встретить свой успех
«Раскрою ещё один секрет, - продолжает А. Лукутин. - Поскольку этот год объявлен Годом российского кино, залы съезда будут носить названия известных советских фильмов про школу - «Аттестат зрелости», «Большая перемена» и другие. Такое неформальное общение важно тем, что позволяет учителям выйти за рамки своего предмета. Дети тянутся к умным, креативным, современным, много знающим учителям. Учителям, которые их слышат. И вот тогда педагог становится наставником детей, которые за последние 20 лет ушли настолько далеко вперёд по сравнению со сверстниками прошлых поколений, что иногда и нам, учителям, есть чему у них поучиться».
«Такие съезды для нас важны ещё и потому, что мы должны знать, куда движемся, понимать тенденции развития образования и соответствовать запросам общества, - отмечает Ирина Жданова, директор лицея № 1560. - И особенно важно обозначить все эти задачи в начале нового учебного года. Ведь мир и дети сегодня меняются настолько стремительно, что мы должны не отставать и соответствовать. А каждому ребёнку в жизни очень важно найти своего учителя. Когда школа большая, шансы повышаются».
Сам себе учитель
Стать успешным помогает ещё одна современная технология - индивидуализация образования. Проект «Эффективный учебный план» реализуется в московских школах с 2014 г. «Ребёнок сам выбирает курсы и факультативные занятия, - поясняет Илья Бронштейн, директор школы № 1371. - То есть выбор есть, но сделать его надо в обязательном порядке. Эффективный учебный план позволяет оптимизировать время, затрачиваемое учеником на освоение учебной программы, и подстраивать деятельность школы под запросы конкретного ребёнка. Допустим, полгода он изучает один предмет, потом погружается в другой. Всё это работает, только если мы отслеживаем индивидуальные достижения каждого ребёнка. Попутно корректируем то, что на данном этапе у него получается не очень хорошо, и, наоборот, поддерживаем направления, в которых он успешен, получает удовольствие от того, что он делает. Другой важный аспект современной школы - развитие дополнительного образования. Притом что наша школа небольшая по московским меркам (всего 2,5 тыс. учеников), мы предлагаем детям 59 направлений допобразования. И это не предел. Родителям не надо бегать по Москве, простаивать в пробке. Они привели его утром в школу, а вечером забрали. Ребёнок пришёл домой довольный, накормленный, погулявший, поигравший и позанимавшийся в различных секциях».
То, что в профессию приходят молодые и креативные, означает - интерес к учительству растёт. «В Москве нет вакансий в школах, - подтверждает А. Лукутин. - Если 4-5 лет назад мне как замдиректору ГМЦ звонили директора и просили: «Андрей Владимирович, до зарезу нужны химик, физик, биолог, учитель иностранного языка и т. д.». Сейчас в этом отношении сижу без работы. И нечему удивляться. В московских школах созданы все условия, чтобы учитель как личность и профессионал мог сам развиваться и развивать детей».