Для того чтобы предупредить проблемы с освоением материала, в 4-м классе будет проводиться общий «метапредметный» тест, а в 7-м - отдельный тест по математике и русскому языку.
Оценка на двоих
«Если ученик получил двойку во время государственной итоговой аттестации в девятом классе - это серьёзная беда. Для того чтобы предотвратить подобные случаи, о существующих проблемах нужно знать заранее», - считает директор Московского центра качества образования Алексей Рытов.
На данный момент подобные проверки проводятся на добровольной основе, тест заполняется школьниками в присутствии наблюдателя, а его результаты через личный кабинет становятся доступны как самому школьнику, так и школьному руководству. Оно может оценить, насколько хорошо тот или иной класс справляется с программой, и сравнить полученные данные со средними по школе или городу.
«Педагог благодаря независимому тестированию, в свою очередь, получает возможность проработать слабые места. Самооценку ребёнку ведь занизить просто: если он упустил какое-то звено, то и в дальнейшем будет отставать. Поэтому очень важно дать ему возможность выровнять свои знания и встать в один ряд с другими учениками», - подчёркивает председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности Людмила Мясникова.
Кроме того, независимая диагностика позволяет объективно оценить и учительский труд: «Оценка за контрольную является результатом совместной деятельности ученика и преподавателя, однако выставлять эту оценку мы почему-то поручаем только одному из них. Обязательное тестирование является хорошим средством от обмана в образовании. В начале 1990-х качество образования пытались повысить, просто запретив учителям ставить двойки. Но всё это было профанацией, потому что главное - не оценка, а динамика. Например, в классе много иностранцев, которые делают по двадцать ошибок в диктанте. Если через год они станут делать по десять ошибок, это уже результат, за который учителя можно похвалить, хотя формально количество двоек у него и не стало меньше», - подчёркивает А. Рытов.
Система независимой диагностики позволяет собирать статистические данные и превращать их в графики, а значит, наглядно отражать динамику существующих достижений.
Связь между предметами
Кроме предметных тестов по математике и русскому языку в седьмом классе в четвёртом классе будет проводиться так называемый «метапредметный» тест. Его задача - диагностика не знаний, а навыков, приобретённых школьником в процессе обучения. Тест должен будет зафиксировать уровень читательской грамотности (насколько ребёнок способен самостоятельно усваивать и применять на практике информацию, взятую из книг), наличие навыков мышления, способностей к решению творческих задач, а также обобщению и интеграции полученных в школе знаний.