Научить учиться
Рассуждает Ольга Ярославская, директор школы № 1298 с углублённым изучением иностранных языков, депутат Мосгордумы:
- Как бы ни штормило нашу страну, какие бы кризисы она ни переживала, будь то 1990-е годы или сегодняшняя непростая ситуация, оплотом всего лучшего остаётся школа. И это нельзя терять. Но нельзя и останавливаться на месте. Мы, взрослые, должны думать о школе будущего. Это совершенно другая образовательная среда - её создаёт не только наличие компьютеров, интерактивных досок, электронных учебников. Всё, что есть вокруг ребёнка, вплоть до цвета стен классов, должно работать на его развитие.
Вторая задача - привлечь в школы как можно больше молодых, энергичных, целеустремлённых и, самое главное, не сидящих на месте учителей. К слову, в Москве эта задача успешно решается. Можно оснастить школу по самому последнему слову техники, но если учителя будут работать по старинке, толку от новинок не будет. Популярный раньше среди преподавателей старшего поколения метод обучения «сиди слушай, выучишь - расскажешь» должен уйти из школы вообще. Введены новые федеральные государственные образовательные стандарты. В них на первом месте - индивидуальное развитие ребёнка, на втором - метапредметные навыки (развитие таких универсальных способностей у детей, которые помогут им легко освоить любой школьный предмет, - работа с текстами, информацией, умение делать выводы) и только на третьем - знание самого предмета. Мы должны научить ребёнка учиться, а не просто декламировать: «Учитель сказал, значит, это правильно». Тем более что учитель для современных детей уже перестал быть источником информации. Ни один педагог не знает столько, сколько Интернет. Поэтому учитель должен дать ребёнку то, что он не может, к сожалению, получить в семье или в том же Интернете.
Поддерживать самоуправление
Но и это ещё не всё. Школа не должна забывать про воспитательную функцию. Да, можно научить ребёнка с лёгкостью манипулировать самыми сложными формулами, запросто управляться с любой компьютерной техникой. Но зачем нам злой гений? Нам нужен гражданин своей страны, добрый, любящий свою малую родину, уважающий стариков, заботящийся о ближних.
Очень верна идея президента о создании движения школьников. Оно должно быть направлено на благотворительность, волонтёрство, экологические проекты. Если подросток тратит своё время на другого, а не на себя, любимого, это дорогого стоит. Нужно поддерживать самоуправление школьников. Например, у меня есть директор-дублёр, выбранный ребятами из числа учеников. Нам не нужно активных критиков. Нам нужны активные созидатели. И этот навык тоже формируется в школе.
Какая бы реформа ни задумывалась и не реализовывалась, надо прежде всего задать себе вопрос: ребёнок выигрывает от этого? Если нет, зачем тогда делать для галочки? Сейчас ребёнок всё время выигрывает.