Примерное время чтения: 6 минут
1523

Правнуки помнят. Московские школьники хранят память о подвигах прадедов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. Что ждёт страну и мир в будущем году? 28/12/2016
Нынешние школьники не знали своих прадедов, но боль за тех, кто погиб на полях Второй мировой, - генетическая...
Нынешние школьники не знали своих прадедов, но боль за тех, кто погиб на полях Второй мировой, - генетическая... / Владимир Вяткин / РИА Новости

Погружение

Ученики Романовской школы придумали квест, посвящённый Герою Советского Союза Алексею Климашкину. Он ушёл на фронт в 1943-м, как только ему исполнилось 18 лет. И сразу стал командиром расчёта станкового пулемёта 174-го гвардейского стрелкового полка 57-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии 3-го Украинского фронта.

В бою у украинского села Ново-Николаевка 31 января 1944 г. юный парень уничтожил более 40 фашистов. На следующий день, во время боя за хутор Шевченко, - ещё 16. А через неделю заменил собой погибшего командира роты, чтобы отразить немецкую контратаку. И, даже получив ранение, продолжал сражаться. 17 февраля в бою за село Великая Костромка, истекающий кровью, ворвался в дом, где засели пулемётчики противника, и схватился с ними врукопашную. Тогда 19-летний солдат уничтожил 26 фашистов, но погиб.

В квесте, который разрабатывали сегодняшние школьники, сошлось всё - и погружение юных ребят в историю (не зазубривание урока, а осознанное, вдумчивое, глубокое изучение событий), и расширение знаний о своём родном городе (имя героя носит одна из улиц по соседству со школой), и осо­знание себя частичкой великого народа, одержавшего Победу в самой страшной войне (ведь Алексей Климашкин родился в Волгоградской обл., воевал на Украине, но его имя увековечили в столице страны).

Ещё одна игра-квест, «Москва в солдатской шинели», - урок без обязаловки, возможность проникнуться героическим духом, который был у москвичей, надевших в годы войны военную форму, чтобы защитить родной город и страну.

Единая история

«Мы много вкладываем в воспитание ребят, - говорит Татьяна Щипкова, директор Романовской школы. - Одной учёбой человека с большой буквы не вырастить. А мы хотим, чтобы из стен нашей школы выходили достойные люди».

В центре воспитательного процесса - патриотизм. Собственно, Романовской школа стала не так давно, решив, что «преодоление искусственного разделения единого ствола российской цивилизации, единого исторического потока» - это неправильно, и вняв словам президента страны: «Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию простой истины: Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, у нас единая тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития».

Больше никогда!

И всё же Великая Отечественная война в «едином историческом потоке» занимает слишком большое место, и боль от нанесённой ею нашему народу раны саднит до сих пор. Большинство нынешних детей уже не знают своих переживших войну родственников, но наследуют эту боль с их генами. Отсюда и поездки в госпиталь ветеранов с концертами, и популярность кадетских классов. Особая гордость кадетов школы - участие в парадах, в том числе недавнем, посвящённом первому параду 1941 г. на Красной площади. А участники проекта «Победа» смотрят на события Великой Отечественной уже не только глазами наследников советских солдат.

«Этот проект помогает сохранить благодарную память, собирает из разных уголков нашей планеты людей, которые хотят чтить и помнить», - рассказывает Герман Космодемьянский, ученик 8-го класса.

В сентябре на территории военно-мемориального комплекса под Россошками Волгоградской области открылась «Капелла мира» - совместное детище МИДов Германии и России. Проектировали мемориал немецкие архитекторы, а возводили российские строители. Две братские могилы - советских и немецких солдат, стены, переходы, два вырезанных креста - православный и католический. И бесконечное небо, что видно сквозь них.

В церемонии открытия участвовали наши и немецкие дипломаты, духовенство и представители молодого поколения двух стран, в том числе делегация Романовской школы. 

«От капеллы исходит призыв: «Больше никогда!», - сказал Рюдигер фон Фрич, посол ФРГ в России. - Нам необходимо хранить память о тех событиях и всех жертвах Второй мировой войны. Эта война исходила от Германии и имела ужасные последствия и для неё самой. Именно эта мысль обязывает нас сегодня проводить политику во имя мира».

А среди детей, приехавших из Германии, была и девочка от смешанного брака, у которой воевали оба прадеда - с разных сторон. Услышав, как она говорит о своей боли, её московские сверстники тоже не могли сдержать слёз.

Дорога поколений

«Проект «Победа» - это проект, который поддерживает связь поколений, - считает Полина Заболотнева, ученица волгоградской школы. - Он помог мне лучше понять историю моей страны, почувствовать, что все мы едины, несмотря на то что живём в разных городах. У меня появились друзья в Романовской школе Москвы, с которыми мы теперь дружим и в жизни. Мы поняли, что на нас лежит большая ответственность за сохранение истории и дальнейшую судьбу нашей великой страны».
«Для меня этот проект олицетворяет связь времён и поколений, и я очень рад, что мне выпала честь работать в нём вместе с замечательными людьми. Только вместе мы способны совершить великие дела!» - уверен Герман Космодемьянский.

Связь времён, связь поколений. Когда ниточка тянется, тогда и дорога продолжается - для человека, народа, страны. Романовская школа, расположенная между Тверской улицей, Миуссами и Красной Пресней, - одна из старейших в Центральном округе столицы. Ей уже больше 70 лет. И педагоги, работающие здесь, видят свою задачу не только в том, чтобы вложить в головы юного поколения знания, но и в том, чтобы передать им эту связующую ниточку, воспитать их так, чтобы они смогли достойно и крепко держать её в своих руках.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах