Проекты, которые выходят из-под рук столичных талантов в центрах технологической поддержки образования (ЦТПО) при ведущих вузах города, поражают воображение.
Я давно мечтала посмотреть, как работает 3D-принтер. Надо сказать, столичные школьники меня опередили. Они давно облюбовали самый крупный в Москве «принтер будущего» и распечатывают на нём пластиком самые причудливые объекты: от футуристической табуретки до ракеты. «Это завтрашние технологии уже сегодня, - говорит руководитель ЦТПО НИТУ «МИСиС» Владимир Кузнецов, - и ребята овладевают ими ещё до того, как стали студентами. Это очень увлекательно, и наш центр как магнит притягивает талантливых подростков».
Влюбиться в науку
Занятия в ЦТПО - ещё и дополнительный шанс попасть в вуз: МИСиС, например, обещает прибавить 10 баллов к результатам ЕГЭ тем, кто сделает на их площадке хороший проект. В прошлом году здесь занималось 800 ребят, и 100 проектов серьёзно впечатлили преподавателей.
...Крошка-робот бороздит лабиринты мастерской, ловко объезжая все углы, ножки столов и стульев самого неожиданного дизайна (их, кстати, тоже сделали в вузе). «Мы собрали его для международных соревнований «Евробот», - говорит «повелитель роботов» Владимир Кириленко, ученик 7-го класса московской школы № 170 имени А. П. Чехова. -
Он сам ориентируется в пространстве, а ещё может передвигать небольшие объекты. Программировал его я, а собрал Степан Лапшин». Стёпа, одноклассник Володи, стоит тут же, но занят другим «киборгом», который пока работать отказывается. Но друзья не сомневаются: к соревнованиям будет на высоте и «всех порвёт».
В одном из 17 центров технологической поддержки образования, созданных при федеральных вузах, может бесплатно заниматься любой столичный школьник. Каких только «техноигрушек» здесь нет: и лазерные станки, и фрезерные, которыми заправляет компьютер. Можно выращивать кристаллы, проводить опыты на стыке физики и химии...
Ближе к земле
Виолетта Махонина из лицея № 1799 на площадке ЦТПО разрабатывает собственный проект - трёхмерную модель земной коры в границах Москвы. Её научный руководитель - Андриан Батугин, профессор кафедры безопасности и экологии горного производства. Он объясняет, что модель, которую его ученица создаст на 3D-принтере, поможет, с одной стороны, исследовать земную кору, а с другой - предотвращать аварии. «Я начала исследование с Останкино, а теперь занимаюсь всей Москвой, - говорит девочка. - Слышали о карте разломов? Так вот, структура земли блочная, и стыки блоков опасны. Если на этом месте построить здание, оно быстрее разрушится».
А Варвара Гааб из школы «Покровский квартал» учится в 10-м классе с углублённым изучением информатики, и в МИСиС попала впервые. Занятия ей очень понравились: «Нам много рассказали о прикладной физике. Не то, что в школе иногда преподают, - там больше теория, порой занудная, - делится она. - А тут что-то, что можно понюхать, пощупать: те же магниты, взаимодействия веществ. По мне, так занятия, которые открывают науку не как что-то возвышенное, а как что-то земное, практическое, очень нужны. И это очень интересно, к этому можно стремиться, чтобы сделать своим делом на всю жизнь».