Примерное время чтения: 14 минут
700

Создатели искусственного разума. Где школьникам найти своё призвание?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Получится ли совместно бороться с терроризмом? 18/11/2015
Мы - создатели искусственного разума...
Мы - создатели искусственного разума... / Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Отдыхать и творить

Многие московские школьники приходят в будние дни домой не раньше, чем взрослые из офиса. Почему? Так ведь в городе создана и успешно работает система дополнительного образования. Попросту говоря, кружки. Причём найти их можно как в стенах родной школы или колледжа, так и в специализированных учреждениях. Так что же сегодня предлагает российская столица?

Как увлечь?

Сразу скажем, что классические объединения «танцы, ИЗО, спорт и хор» остаются основой дополнительного образования, которые есть в каждом округе и районе. Но традиционные направления - это лишь малая часть айсберга. Потому что кружки могут помочь ребёнку не только развлечься после уроков, но и найти своё призвание.  

«Главная задача - создать для ребёнка комфортные условия для самовыражения, для его роста как личности, - говорит Людмила Каневская, директор Детско-юношеского центра «Виктория». - Ну и конечно, нужно предложить ему такие занятия, которые действительно заинтересуют. Ведь на аркане в кружок не затащишь - только искренней увлечённостью талантливого педагога, ведущего занятия по авторской программе. Воспитанники у нас очень разные - район-то окраинный - плюс часть родителей воспринимают детско-юношеские центры как камеру хранения, куда чадо можно сдать до вечера. Берём всех и каждому находим направления по душе. Например, на «Автокросс» записываются не только мальчики, но и девочки. Очень любопытные занятия идут на стыке разных дисциплин - педагог по ИЗО учит ребят работать со спектром цветов, а на «Автокроссе» они примеряют цвета к разным моделям машин. И наглядно видят, почему один автомобиль выигрышно смотрится в белом цвете, а другой смахивает на холодильник. Ещё вариант разноплановой деятельности получился благодаря «скрещиванию» ИЗО и веб-дизайна. Ребятам предлагается стать одновременно авторами, художниками и издателями, а именно: придумать текст, проиллюстрировать его, сверстать и отпечатать в виде плаката, календаря и даже книги. Похожий принцип используется и в студии дизайна - там надо смоделировать, например, конструкцию зонтика, создать его да ещё и принять участие в «зонтичном дефиле». 

Нет настроения? 

«Надо сказать, что школьные уроки отбирают у детей очень много сил. Если лет 15 назад мы могли поставить занятия для самых маленьких на 2 часа дня, то сегодня даже шестилетки не могут прийти раньше, чем в 15.00, - продолжает Л. Каневская. - А ведь мы имеем право вести занятия только до 20.00 (лишь старшие классы заканчивают на час позже). Часть ребят приходят после уроков выжатые как лимон. В этом случае наши педагоги не тормошат ребёнка, дают ему возможность не участ­вовать активно в процессе занятий, а смотреть, что делают другие. Такая психологическая разгрузка очень важна. А когда ребёнок готов, он включается в общую работу и из центра выйдет уже совсем с другим настроением. 

Дополнительное образование сегодня очень востребовано как детьми, так и родителями. Например, в нашем центре 90% детей (кроме старшеклассников) посещают минимум два вида занятий. Есть и такие уникумы, которые ходят сразу в 11 кружков. Ребята из выпускных классов обычно выбирают одно направление, которое поможет им поступить в вуз. То есть если у дошкольников рисование идёт как развлечение и подготовка к школе, то старшеклассники занимаются ИЗО уже на очень серьёзном уровне». 

Поезд отправляется!

Чем занимаются учащиеся колледжей после уроков? Конечно, ходят в кружки. Причём многие выбирают направления, которые тесно связаны с их будущей специализацией. «У нас одно из самых популярных направлений дополнительного образования это кружок моделирования, - рассказывает Ольга Кирюхина, зав­отделением по воспитательной работе столичного Колледжа железнодорожного и город­ского транспорта. - К счастью, есть замечательный педагог (это мастер производственного обучения нашего колледжа) и солидная многоплановая помощь от Департамента образования. Ведь это очень затратное хобби. Наши ребята настоящие фанаты своего дела и знают об отрасли очень много. 

Когда была юбилейная выставка РЖД, мы ездили туда не только посмотреть на великолепную панораму моделей, но и поговорить с теми, кто на профессиональном уровне занимается техническим моделированием. Кстати, в кружки ходят не только ученики колледжа, но и мальчики, которые ещё учатся в 5-6-х классах. Надеюсь, что это хобби поможет им определиться с профессией и они поступят к нам учиться». 

Первый раз в нанокласс

Есть в Москве один необычный дворец творчества, где большинство кружков посвящено естественно-научному образованию.

«Мы помогаем ребятам определиться с выбором профессии, - объясняет Нина Рототаева, директор школы № 439 «Инженерный лицей «Интеллект» (в состав этой организации и входит дворец творчества). - Рассказываем им о том, что сегодня происходит с наукой и технологиями во всём мире, объясняем, как связаны между собой химия, физика, математика. Этому очень помогает выставка интерактивных экспонатов «Зазеркалье». Я уверена, что будущее за межпредметным образованием, ведь сегодня все открытия делаются на стыке нескольких наук. Поэтому наши занятия по микробиологии, аэрокосмическому мониторингу, истории, инновациям являются очень разноплановыми и дают знания сразу по нескольким дисциплинам. 

Из 6 тысяч учеников, которые каждую неделю приезжают заниматься в «Интеллект», 700 человек - это ребята из школ нашего объединения, и у них есть возможность заниматься в кружках по углублённой программе. Это проектная деятельность, подготовка к фестивалям, конкурсам и олимпиадам, участие в социальных и культурных мероприятиях. Большой популярностью пользуется туристско-краеведческое направление. Это и знакомство с малой родиной, и участие в исторических реконструкциях (ребята были и в Бородино, и в Севастополе). Летом занятия не прекращаются, потому что ребята едут в Крым, где не только загорают и отдыхают, но и защищают свои проекты, занимаются с педагогами. Кстати, у нас есть программы для целых классов - во дворец творчества регулярно на целый день приезжают ребята из 40 москов­ских школ, которые проходят межпредметный курс в наших лабораториях. А ещё мы проводим занятия... в гостях. Привозим передвижной нанокласс в другие школы и даём уроки, где дети узнают, что такое наночастицы, и участвуют в экс­периментах с применением наноматериалов». 

На самом деле многие московские дворцы творчества работают с целыми классами и школами. Главное - чтобы учителя или родители проявили интерес к такому факультативному образованию.

Этот «шарж» - не для шутки, а для дела!

Если вы считаете, что для ребят начальных классов годятся только развлекательные кружки или те, которые коррелируются с учебной программой,  вы глубоко ошибаетесь. Современные детки вполне могут осилить и физику и геометрию. Секрет заключается в том, как подавать такой «сложный материал». 

«В состав нашей организации входят две школы, 4 дет­ских сада и колледж, - рассказал «АиФ» Игорь Павлов, руководитель структурного подразделения «Колледж» Первого Московского образовательного комплекса. - И внеклассное образование технической направленности есть даже для первых классов. Мы предложили начальной школе робототехнику и мультипликацию, которые оказались настолько востребованы ребятами и их родителями, что скоро мы откроем аналогичные направления и для пятилетних малышей. 

На мой взгляд, робототехника не только очень зрелищное занятие, но и великолепный способ постепенно подготовить ребёнка к техническому, инженерному вузу. Думаете, самые юные ученики получают от этого кружка только развитие мелкой моторики рук? Как бы не так! Даже на основе самого первого конструктора они получают сведения о механике, ведь идёт изучение почти всех передач (реечных, зубчатых и т. д.). На занятиях происходит несложный анализ механизмов, выявление причинно-следственных связей при их сборке. В игровой форме демонстрируются основы физики (например, как работают рычаги). 

Уже на самом начальном уровне конструирование сопряжено с работой на компьютере. Ребёнок занимается не сёрфингом по развлекательным сайтам, а использует компьютер по его прямому назначению, а именно как инструмент. Компьютерные программы помогают ему спроектировать робота, научиться им управлять, вносить корректировку в команды. В средних классах на кружках даются основы электротехники, программирования. И к моменту поступления в профильные классы подростки уже хорошо подкованы в тех предметах, которые им предстоит изучать. Они не воспринимают эти дисциплины абстрактно, потому что приучились видеть за каждой формулой или правилом их реальное применение в жизни. 

Второе важное направление - мультипликация в стиле скрайб. Это не академический рисунок, требующий многочасовой работы, а быстрая передача идеи с помощью упрощённой графики. Уметь зрительно выразить свои мысли, потратив на это всего 1-2 минуты, чрезвычайно полезно и для «лириков» и для «физиков». Раньше в школах было черчение, а сегодня средние классы обычно лишь знакомят с самой распространённой компьютерной программой для создания презентаций, в результате чего 99% ученических работ состоит из фотографий и окошек с текстом. Скрайбинговая техника такова: бумажные рисунки прогоняют через компьютерные программы, и они превращаются в мультфильм, который создаётся у вас на глазах. (Кстати, доказано, что человек лучше воспринимает информацию не в виде статичной картинки, а в динамике.) 

У нас был один случай, показавший, насколько полезно владеть такой техникой рисования. Восьмиклассница придумала игрушку для слепых детей, и надо было распечатать на 3D-принтере её модель. На тот момент у нас не было ещё такого принтера, но на помощь пришёл Московский институт стали и сплавов. Но девочка никак не могла словами объяснить аспиранту, который занимался 3D-печатью, что же она хочет получить в итоге. Когда стали моделировать прообраз игрушки на компьютере, оказалось, что школьнице трудно даются пропорции и масштабирование».

Так что, если увидите в тетради у ребёнка карикатуру на учителя или одноклассника, не ругайте его, а отдайте в кружок. Пускай оттачивает мастерство. Может быть, это первая проба карандаша будущего конструктора или инженера.

Сейчас я вам сотворю модель летающей тарелки!
Сейчас я вам сотворю модель летающей тарелки! Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

От пробок можно... улететь? 

В прошлом году московский школьник Артём Васюник застрял на 6 часов в автомобильной пробке. В результате утомительного сидения у ученика образовательного учреждения «Воробьёвы горы» родилась идея транспортного средства, которое сможет легко преодолеть такое препятствие, как скопление машин на дорогах. Прошедшим летом подросток презентовал в столичном Департаменте образования свой проект «Гибридный транспорт будущего - автолёт», а сейчас продолжает активно над ним работать. «Создание этого проекта стало возможно только благодаря внедрению новых технологий и наличию современного оборудования в школах, - уверен Артём. - Что касается самого проекта, то мой автолёт сможет перемещаться как по воздуху, так и по дороге. Я считаю, что целесообразно использовать его не как личный транспорт, а для нужд спецслужб, таких как «Скорая помощь» или «МЧС». Это позволит повысить их эффективность и мобильность в дорожных заторах, ведь в любой момент автолёт сможет вертикально взлететь и так же вертикально приземлиться в нужном месте».

 Надо отметить, что это далеко не первая работа паренька. Интерес к техническим разработкам у него проснулся давно. «Сын трижды побеждал в серьёзных конкурсах, которые дают президентскую премию, - гордится Артёмом мама юного конструктора Татьяна Карпова. А в 10-летнем возрасте, когда он делал фильм про микроспутник «Чибис-М», он отправил в Институт космических исследований примерно такое письмо: «Добрый день, я учусь в пятом классе, вышлите мне, пожалуйста, чертежи спутника». Чертежи мальчик не получил, что не помешало ему сделать их самостоятельно. Так же самостоятельно он сегодня создаёт «концепт принципиально нового гибрида автомобильного и летательного транспортного средства». То есть подросток делает то, что в обычной жизни делают дизайнеры, конструкторы, проектировщики, технологи с высшим образованием. 

«В следующем году будет сделан макет, способный к полётам, а потом соберу образец беспилотника», - надеется Артём. По его расчётам, скорость автолёта должна быть 175 км/ч, а запас хода - 724 км. Даже для такого города, как Москва, более чем солидные характеристики. Талантливого подростка поддерживают взрослые «коллеги», которые помогают ему с испытаниями модели, в част­ности в аэродинамической трубе. «Наше подрастающее поколение обладает мышлением, которое позволит не только придумать такие проекты, но и довести их до серийных образцов», - считает Андрей Рипецкий, заместитель завкафедрой инженерной графики МАИ.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах