Я положительно отношусь к информатизации нашего общества. Удобно искать интересующее тебя в Интернете. Но при этом нельзя забывать и о том, что источник знаний - книга. У нас в 1-м классе есть даже праздник специальный. «Посвящение в читатели» называется. Мы знакомим детей с библиотекой, заводим им формуляры. Наверное, это немного из прошлого века. Но такие у нас традиции», - рассказывает «АиФ» Вера Кинешова, директор школы № 1270 с углублённым изучением английского языка.
Дети в этом учебном заведении, которому в этом году исполняется 80 лет, играют в шахматы, конструируют роботов, учат несколько языков (в том числе китайский), занимаются в научных лабораториях. И делают всё это с 1-го класса! На этажах стоят стеллажи с книгами, а на них надписи: «Почитай и передай своему другу» или «У тебя есть книги, которые ты уже прочитал, ты можешь их принести в школу и поделиться с друзьями своими впечатлениями».
Шахматы для всех
- Мы наблюдаем на переменах, с каким интересом ребята рассматривают книги. Ведь многие из них так красиво изданы, - продолжает Вера Павловна. - Ещё на этажах у нас лего-столы стоят, некоторые собирают «Лего» на перемене. Кто-то берёт скакалки или обручи. Ну а кто-то идёт играть в шахматы. Для ребят постарше - столы, для младших детей поля доски нарисованы прямо на полу. Недавно наблюдала такую картину: стоит 3-й класс, человек, наверное, 7-8, и 2 старшеклассника, у них идёт партия в шахматы.
Екатерина Бычкова, «АиФ»: Старшеклассники играют, а третьеклассники смотрят?
Вера Кинешова: Нет, они играют друг против друга, это две команды, только третьеклассников много, коллективный ум, а старшеклассников двое. Вообще у меня к этой игре особое отношение, потому что считаю, в шахматы должны уметь играть все. Зачем? Чтобы научить мозг учиться! Шахматы позволяют сделать это в полной мере. Должен быть шахматный всеобуч. У нас много детей, которые, заинтересовавшись шахматами на уроке, потом занимаются в кружке, участвуют в школьных турнирах. А на уроке мы решаем шахматные задачи. И потом детям легче даётся решение задач математических. Когда у нас проходит День школы, я обязательно играю с детьми в шахматы, и, признаюсь, они меня часто обыгрывают. Почему? Так они используют коллективный ум.
- Многим родителям хочется отдать ребёнка в детский сад, который входит в серьёзный образовательный комплекс, и до самого вуза проблем не знать. Собственно, в этом и есть смысл реформы системы образования, чтобы мамы и папы не метались из школы в школу по всему городу, когда их ребёнок заканчивает очередную ступень - дошкольную, начальную и так далее. Как это удаётся обеспечить и влияет ли на это размер школы?
- Условия влияют, безусловно. И вопрос, как сделать многопрофильную школу, - задача, которую сегодня решают все средние учебные заведения. Мы многие годы занимались развитием гуманитарного образования. Естественно, у нас есть интересные наработки и позитивные результаты. Это и дети - победители олимпиад, и ребята, которые сдают на 100 баллов русский и на 100 баллов английский. Но сегодня рынок труда таков, что технические направления более востребованны, и любая школа этим озадачена и озабочена. Поэтому Департамент образования придумал и внедрил инженерные классы, медицинские, кадетские. Мы третий год работаем над развитием информационно-технологического профиля (ещё есть гуманитарный, естественно-научный и социально-экономический), и у нас есть определённые успехи - наши учащиеся успешно поступают в различные технические вузы.
Но... как бы в последние годы ни занимались развитием старшей школы, не было условий. Негде было развернуться в одном здании школы в Товарищеском переулке (притом что детских садов - три). К счастью, Департамент образования пошёл нам навстречу и передал строение неподалёку в Лавровом переулке, в котором сейчас завершаются ремонтные работы. Там будет «жить» старшая школа. И там мы станем развивать дополнительное образование - откроем школу искусств, танцевальные и балетные студии, но главное - создадим много технических кружков. Ведь в своё время в этом здании работала станция юных техников, мы обязательно продолжим традиции. У нас будет больше кружков по робототехнике (кстати, ученики нашей школы - в числе призёров Московской олимпиады школьников по робототехнике). В прошлом году мы купили 3D-принтеры, работа на них интересна и востребована до такой степени, что, по-моему, любой взрослый готов записаться в кружок, чтобы иметь возможность познакомиться с этим чудом техники ближе, не говоря уже про ребят.
Лаборатории для младшеклассников
- Вообще, анализируя развитие любого профиля и предпрофиля, ясно одно: профориентационную работу надо начинать с дошколят. И мы это тоже делаем, у нас есть специальные программы - и бесплатные, и на внебюджетной основе.
Например, в начальной школе у нас с 10 октября открываются лаборатории, вести их будут учителя старшей школы. Каждый день будет работать одна из них - науки, информатики, спорта. Кто из мальчишек не хочет быть сильным и ловким? Но для этого нужно не только тренироваться, но и вести здоровый образ жизни. Как? Расскажут в «Планете спорта»! «Окно в мир науки» приоткроет мир химических свойств и физических явлений. В лаборатории «Создай свой робофильм» можно будет попробовать разработать дизайн лего-моделей, сконструировать и запрограммировать роботов, провести видеосъёмку и монтаж фильма.
- Но считается, что в начальной школе лучше детей не перегружать?
- Правильно. Их надо развивать! Поэтому ещё с 2005 года мы ввели шахматы и робототехнику в учебный план. Потому что именно в раннем возрасте ребёнку надо дать многое попробовать. Как иначе понять, к чему он наиболее расположен? И когда мы эти возможности предоставляем (а потом наблюдаем за детьми), то, как правило, к 3-му или к 4-му классу, мы - учителя и родители - понимаем, в каком направлении лучше развивать ребёнка. Если ребята хорошо рисуют и любят компьютеры, это стоит совмещать. У нас есть программа «Компьютерный дизайн», где они будут рисовать руками, а также научатся делать это и на компьютере. Поэтому сейчас (с получением новых площадей) мы получили и новые возможности для развития.
Старшеклассникам больше профилей
- По существу, у нас все дети выходят из школы с двумя профилями. Один - это английский, второй - тот, что сами школьники выбрали. В гуманитарном - углублённое изучение литературы и истории, в информационно-технологическом - много информатики и физики. В социально-экономическом в большем объёме присутствуют обществознание и математика. Но стоит ли сегодня выбирать социально-экономический профиль? Рынок труда переполнен. И старшая школа (не только у нас, но и в других образовательных организациях) находится в сложных, конкурентных условиях.
- С предуниверсариями при вузах, с лицеями. И дело не только в том, что в институтах и университетах условия обучения лучше, - важен психологический аспект. Что я имею в виду? Любые родители, если уверены, что ребёнок точно выбрал МИФИ, захотят, чтобы он продолжал учёбу в предуниверсарии этого вуза. И не стоит забывать, что после 9-го класса многие стали выбирать колледжи, потому что в этом случае можно получить среднее образование и профессию одновременно. И это прекрасно, что есть такой богатый выбор!
Но что школы будут в сложившихся условиях делать, кого привлекать в старшую школу и какие давать результаты? Над ответами на эти вопросы мы как раз сейчас и думаем. Кто останется у нас? Те, кто не определился? Те, кого родители боятся отпустить от себя раньше времени?.. Поэтому к созданию профилей в школах нужно подойти с особой ответственностью.
- Современные дети - какие они? Открытые, раскованные, попирающие авторитеты?
- Я не просто с любовью - с огромным уважением отношусь к современным детям. Они так интересно мыслят, порой прагматично, но нецинично. Что плохого, если они уже заранее знают, где будут учиться, что им для этого надо, где потом хотят трудиться? Работая практически постоянно в старшей школе (я преподаватель истории), уверена - многое зависит от того, как мы к ним относимся. Самое главное - дети не должны чувствовать несправедливости. К любому нужно найти подход, чтобы ребёнок раскрылся, тогда он горы свернёт, потому что изучение предмета основано на любви и уважении к учителю. Своему коллективу я всегда говорю: «Каждый из нас запоминается детям практически на всю жизнь. Знание предмета, своё видение мира - это то, что мы оставляем у ребёнка навсегда. Поэтому вы тоже должны раскрыться на уроке, а ученик должен это понять и почувствовать!»